ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Основополагающая идея школы: поиск путей развития личности в процессе гуманизации и гуманитаризации образования. Основополагающая идея школы: поиск путей развития личности в процессе гуманизации и гуманитаризации образования.
Основной задачей своей работы я считаю формирование положительной мотивации в процессе обучения школьников в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно- познавательной деятельности школьников на продуктивно- творческий уровень. Основной задачей своей работы я считаю формирование положительной мотивации в процессе обучения школьников в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно- познавательной деятельности школьников на продуктивно- творческий уровень.
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика. Одной из таких технологий и является проектная методика.
Итак, что же представляет собой проектная методика в средней школе? Итак, что же представляет собой проектная методика в средней школе? Применительно к уроку, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Применительно к уроку, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели. Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели. В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и эгофактор. В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и эгофактор.
1. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе. 1. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе. Разнообразие форм учебной деятельности: Разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах, разнообразие типов упражнений.
2. Проблемность Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон проектных работ, ориентированных на решение проблем.
3. Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации. 3. Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенностей проекта. Часто задания могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.
4. Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации проектной деятельности лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно- ориентированный подход. 4. Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации проектной деятельности лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно- ориентированный подход.
Метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.
В данной системе обучения создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. В данной системе обучения создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Проект осуществляется по определенной схеме: 1. Подготовка к проекту. Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий: Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий: - предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика; - предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика; - выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками. - выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта. Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.
Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например, включая, такие простейшие как «Генеалогическое древо», (Школа будущего или «Экскурсия по школе»), «Дом моей мечты» и другие. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например, включая, такие простейшие как «Генеалогическое древо», (Школа будущего или «Экскурсия по школе»), «Дом моей мечты» и другие. У детей должно создастся впечатление, что проектная деятельность- это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие. У детей должно создастся впечатление, что проектная деятельность- это развлечение, цвет, деятельность, удовольствие.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых занятий, когда по результатам его выполнения, я оцениваю усвоение учащимися определенного программного материала. В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых занятий, когда по результатам его выполнения, я оцениваю усвоение учащимися определенного программного материала.
В течение всего курса обучения школьники занимаются проектной деятельностью, конечно на уровне, доступном для них. В течение всего курса обучения школьники занимаются проектной деятельностью, конечно на уровне, доступном для них.
Все занятия тематически объединены в определенную тему. Цель в виде предполагаемого задания задана заранее, новые знания вводятся как средство будущего ее представления, игры с ней. Все занятия тематически объединены в определенную тему. Цель в виде предполагаемого задания задана заранее, новые знания вводятся как средство будущего ее представления, игры с ней.
Именно таким образом через проектную деятельность можно обеспечить успешность детей в обучении, заинтересовать, показать, как полученные в результате учебного процесса знания могут пригодиться практически. Именно таким образом через проектную деятельность можно обеспечить успешность детей в обучении, заинтересовать, показать, как полученные в результате учебного процесса знания могут пригодиться практически.