Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей через поисково-исследовательскую деятельность. Подготовила: Сивкова Евгения Тимофеевна воспитатель
Цель: Формирование у детей основ научного мировоззрения, целостности мыслительного процесса, через развитие познавательной активности, в ходе которого ребенок последовательно выделяет в доступных ему пределах основные стороны предметной действительности и увязывает их в целостное знание о мире.
Реализация программы строится на следующих принципах : Демократичности (планирование совместно с родителями, педагогами, т.е. прозрачность действий; Участия (вовлечение всех участников образовательного процесса во все стадии планирования, реализации и оценки); Динамичности (развитие от простого к сложному); Непрерывности (начало – результат в большом и малом, чувство связи: ребёнок - родители – детский сад); Целостности (укрепление физического, умственного, социального и духовного здоровья); Реалистичности (жизнеспособность); Интеграции (сотрудничество с другими организациями из различных областей); Измерение успеха (оценка деятельности).
Главный инструмент развития исследовательского поведения: это исследовательский метод обучения, доминирующий над репродуктивными методами. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
выделение отдельных предметов прослеживание системы предметов и явлений, внутри которых данный предмет существует и функционирует выделение отдельных свойств и качеств предметов с последующим их анализом в системе межпредметных функциональных связей. Основная стратегия развертывания познавательной деятельности:
Сущность детского экспериментирования: в период раннего возраста дети любопытны, часто задают вопросы и пытаются искать на них ответы, что проявляется в желании что-то сделать любыми доступными средствами, появляется склонность к экспериментированию (стремление «всё изведать и познать»)… а потом делают первые попытки высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижении. Подобную деятельность Н.Н. Подъяков называл «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка.
Главное достоинство этого метода: он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания, это форма поисковой деятельности, которая пронизывает все сферы детской деятельности.