П ЕРВЫЕ УРОКИ ШКОЛЬНОЙ ОТМЕТКИ Кондрашова Нина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 114» г.Барнаула
Цифровая Отметка «5,4,3,2» Ч ТО ТАКОЕ ОЦЕНКА И ОТМЕТКА ? Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. Отметкой оценивается результат обучения- качество усвоения предметных знаний, умений, навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования контроль И оценка словесная оценка
С ЛОВЕСНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ Степень сформированности учебной деятельности (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной) Степень развития основных качеств умственной деятельности (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, связно излагать мысли, творчески решать задачи) Уровень развития познавательной активности, интересов Степень прилежания и старания
Ф УНКЦИИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ Социальная Образовательная Воспитательная Эмоциональная Информационная Управления
Т РЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ Учёт психологических особенностей младшего школьника (слабый самоконтроль, неумение объективно оценить свой результат, неадекватность принятия оценки учителя) Объективность оценивания – оценивается только результат деятельности Формирование самооценки (умение оценивать свою работу, сравнивать с эталоном, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида)
Р ЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Когда мой ребёнок идёт в школу, то я прошу его: Быть внимательным – 50% Хорошо себя вести – 15% Быть умницей и молодцом – 13% Соблюдать ПДД – 10% Хорошо учиться – 4% Стараться – 4% Не опаздывать – 2% Быть активным – 2% Проверить портфель – 2% Звонить в сложной ситуации – 2%
К ОГДА МОЙ РЕБЁНОК ИДЁТ В ШКОЛУ, ТО Ничего – 38% Внимательности– 21% Хорошего поведения- 12% Соблюдать ПДД -8% Хороших знаний -6% «Пятёрок» -6% Идти домой после школы- 4% Полной отдачи-2% Не разговаривать с посторонними-2% Хорошего дня, удачи- 48% Хороших отметок(«5»)- 21% Успехов- 8% Хорошо учиться – 8% Ничего – 6% Быть внимательным -4% Работать на уроке –2% Хорошо себя вести-2% Я требую от него:Я желаю ему:
К ОГДА МОЙ РЕБЁНОК ПОЛУЧАЕТ Хвалю – 70% Делаю подарок – 15% Радуюсь – 8% Разрешаю играть в компьютер – 2% Ругаю -15% Говорю «старайся, учи лучше, будь внимательнее» -17% Выясняю причину -12% Говорю «можно исправить»- 10% Меня это огорчает -10% Говорю «это плохо» -6% Прошу исправить -6% Утешаю -6% Это тоже результат -2% Эх,ты! -2% Хорошую отметку, то я:Плохую отметку, то я:
Н АИБОЛЕЕ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ ФРАЗЫ ПРИ ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ : Что ты получил сегодня? -92% Не расстраивайся, у нас есть время исправить – 58% Тебе нужна помощь или ты попробуешь исправить сам? - 69% Садись и учи, а я потом проверю -60% Я так и знала. И в кого ты такой уродился.-2% Кто-нибудь получил отметку лучше чем ты? -12% Знаешь, когда я был маленьким, мне тоже это давалось с трудом -33% Посмотри как я учился, а ты? -2% Давай попробуем разобраться, что тебе трудно. -67% Марш в свою комнату и не показывайся мне на глаза. – 2%
Р ЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ Е СЛИ Я ПОЛУЧАЮ : Радуюсь – 58% Меня хвалят – 18% Рассказываю родителям -15% Покупаю сладости – 5% Скачу – 2% Огорчаюсь – 45% Меня ругают – 20% Хочу исправить – 7% Плачу – 4% Злюсь – 4% Не разрешают смотреть телевизор – 4% Наказывают -4% Рассказываю родителям- 5% Обижаюсь -2% Спокойно -2% Хорошую отметку, то:Плохую отметку, то:
Р ОДИТЕЛИ ГОВОРЯТ, ЧТО Я На «5» – 42% Хорошо – 47% В школе – 5% Лучше – 4% С удовольствием – 2% Плохо – 33% На «2» – 18% Хорошо – 16% На «5» – 11% Хуже – 5% В школе – 2% Могу учиться:Не могу учиться:
Е СЛИ Я ПОЛУЧАЮ « ПЯТЬ », ТО РОДИТЕЛИ МНЕ : Хвалят меня – 45% Радуются за меня – 18% Покупают подарки – 16% Разрешают играть в компьютер – 4% Обожают, целуют – 4% Гордятся – 4% Разрешают веселиться – 2% Нет ответа – 9%
Е СЛИ Я ЧТО - ТО НЕ ПОНИМАЮ В ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ТО РОДИТЕЛИ ГОВОРЯТ : Подумай – 44% Давай помогу – 30% Давай разберёмся вместе – 5% Слушай лучше – 5% Переключись – 4% Делай сам – 2% Иди к другому – 2% Нет ответа – 7%
Е СЛИ Я ОБРАЩАЮСЬ К РОДИТЕЛЯМ С ПРОСЬБОЙ ПОМОЧЬ, ТО ОНИ ГОВОРЯТ : Помогают – 75% «Делай сам» – 13% «Позже!» – 4% Не отзываются – 4% «Делай на черновик, потом проверю» – 2% «Что случилось?» – 2%
Р ОДИТЕЛИ ХОТЯТ, ЧТОБЫ Я БЫЛ : Умным – 50% Отличником – 25% Хорошим – 11% Старательным – 2% Послушным- 2% Внимательным – 2% Ударником – 2% Взрослым – 2% Балериной – 2% Нет ответа – 4%
К АК ОТНОСИТЬСЯ К ОТМЕТКАМ РЕБЁНКА ? Не ругайте ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть хорошим в наших глазах. Если быть таким не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться. Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда.
З АПРЕТЫ САМОМУ СЕБЕ Не заставляйте ребёнка вымаливать себе отметку ради вашего душевного спокойствия Не учите ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради высокой отметки Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной отметки вашему ребёнку вслух. Есть сомнения – идите в школу, попытайтесь объективно разобраться. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребёнка.
С ПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. Устраивайте праздники по случаю получения хорошей отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается надолго и его хочется повторить. Демонстрируйте результаты своего труда, своих успехов, чтобы ребёнку хотелось вам подражать!
К АЖДЫЙ РАЗ, КОГДА ВАМ ХОЧЕТСЯ ОТРУГАТЬ СВОЕГО РЕБЁНКА ЗА ПЛОХУЮ ОТМЕТКУ ИЛИ НЕАККУРАТНО ВЫПОЛНЕННОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ВСПОМНИТЕ СЕБЯ В ЕГО ВОЗРАСТЕ, УЛЫБНИТЕСЬ И ПОДУМАЙТЕ НАД ТЕМ, ЗАХОЧЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ЧЕРЕЗ МНОГО - МНОГО ЛЕТВСПОМНИТЬ ВАС И ВАШИ РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ. В КОНЦЕ КОНЦОВ РАДУЙТЕСЬ ТОМУ, ЧТО У ВАС ЕСТЬ ТАКОЕ СЧАСТЬЕ – С КЕМ - ТО ДЕЛАТЬ УРОКИ, КОМУ - ТО ПОМОГАТЬ ВЗРОСЛЕТЬ !