Составитель: Гражданкина Марина Викторовна, зам директора по УВР, руководитель КДО Екатеринбург, 2015 Государственное бюджетное образовательное учреждение Свердловской области для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Речевой центр»» Интерактивные технологии, применяемые педагогами-психологами для предупреждения школьной дезадаптации у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Адаптация в первом классе – сложный период в жизни любого ребенка, ведь у него изменяется ведущая деятельность, и появляется новая социальная роль ученика. В целом, адаптация - характеристика психологического здоровья личности, то есть гармонии с самим собой и окружающим миром [Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева – М.: Совершенство, – 352 с.]
Обучающиеся с ТНР имеют особенности психофизического развития: позднее развитие речи, утомляемость, сниженная работоспособность, эмоциональная нестабильность, физиологическая незрелость, низкий самоконтроль, сниженная критичность, неустойчивое внимание, неумение организовать свою деятельность, неумение работать в определенном темпе.
Школьная дезадаптация Состояние, которое проявляется в нарушении приспособления ребенка к школе: нарушения учебы и поведения, конфликтные отношения со сверстниками, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии. Причинами дезадаптации у детей с проблемами в развитии выступают как первичные, так и вторичные отклонения, а также неблагоприятные социальные факторы (нарушение детско- родительских отношений, неправильный стиль воспитания и другое).
Программа психолого-педагогического сопровождения «Адаптация первоклассников с тяжелыми нарушениями речи» Задачи: создание условий для социально-психологической адаптации детей к школе; развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе; адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников; просвещение родителей и педагогов в вопросах психологических особенностей протекания адаптационного периода у первоклассников с ТНР, специфики работы с учащимися, имеющих трудности в школьной адаптации.
Интерактивные технологии в работе педагога-психолога Слово «интерактивные» образовано из 2 английских слов - inter (взаимный), act (действовать). Понятие интерактивные технологии можно найти у В.В. Гузеева, он определяет их как: «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».
Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе: предъявление информации на мониторе компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у обучающихся огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный младшим школьникам с ТНР; движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей; стимулирует познавательную активность; предоставляет возможность индивидуализации обучения; в процессе своей деятельности за компьютером обучающийся приобретает уверенность в себе; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
ИКТ в работе педагога-психолога: мультимедийный проектор и экран; интерактивная учебная система «Opty music»; интерактивный комплекс «Играй и Развивайся» с использованием датчика Kinect; интерактивная песочница-стол.