ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ И ЗАЧЕМ ОБ ЭТОМ НАДО ПОМНИТЬ СИСТЕМЕ ДПО
КОРОТКО О ТЕОРИИ Теория поколений была создана в 1991 году американскими учеными Нейлом Хоувоми Вильямом Штраусом. Они одновременно и независимо друг от друга решили подробно изучить такое понятие как «поколение». Их внимание привлек известный «конфликт поколений», который не связан с возрастными противоречиями. Адаптацию Теории Поколений для Россиив году выполнила команда под руководством Евгении Шамис - координатора проекта Rugenerations. В основе этой теории ценности людей представителей среднего класса. Поколение - это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Именно ценности и их сходство, а не возраст формируют и определяют поколение. Мы этих ценностей не замечаем, они действуют незаметно, но во многом определяют наше поведение: как мы общаемся, как решаем конфликты и строим команды, как развиваемся, что и как покупаем, что нас мотивирует, как ставим цели и управляем людьми.
Между поколениями явно прослеживались четыре основных типа, четко сменявших друг друга. Условно Хоув и Штраус разделили эти типы на Художники/приспособленцы Пророки /Идеалисты Кочевники/Активисты Герои/Примеренцы
РОССИЯ Особенностью теории в России является то, к среднему классу относят себя две группы людей: с определенным экономическим достатком и те, кто получил высшее образование. Поэтому в России, применяя теорию, специалисты предпочитают использовать термин «большинство».
Поколение GI или поколение Победителей ( г. р.) – Герои Осень События, сформировавшие их ценности: революционные события 1905 и 1917 годов; гражданская война коллективизация и электрификация; 2 пандемии-холера и испанка НЭП Ценности: трудолюбие, ответственность, почти религиозная вера в светлое будущее; приверженность идеологии, семья и семейные традиции; доминантность и категоричность суждений.
Молчаливое поколение ( г. р.)художники- зима События, сформировавшие ценности: сталинские репрессии; Вторая мировая война, восстановление разрушенной страны; открытие антибиотиков; Ценности: молчание и исполнительность преданность, соблюдение правил, законов, уважение к должности и статусу человека, честь, терпение; пополнение запасов;
Поколение Беби-Бумеров ( г. р.) Пророки-весна События, сформировавшие ценности: советская «оттепель», покорение космоса, СССР мировая супердержава, «холодная война», первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. Ценности: оптимизм, нет барьеров; заинтересованность в личностном росте и вознаграждении; коллективизм и командный дух, культ молодости;
Поколение Х или Неизвестное поколение ( г. р.) Кочевники -лето События, сформировавшие ценности: продолжение «холодной войны»,закрытость страны, начало перестройки, СПИД, наркотики, война в Афганистане. Ценности: готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов
Поколение Y/Игреки или Поколение Милениум, Сети, Next ( г. р.) герои-осень События, сформировавшие ценности: распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. мобильные телефоны и интернет их привычная действительность. Эпоха брендов. Ценности: свобода, fun (веселье), результат как таковой; гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение.
Поколение Z (c 2000 г. р.) Ценности самых старших представителей этого поколения в процессе формирования. Исследование по бытовым навыкам россиян. В нем приняли участие 1600 человек в 153 населенных пунктах и 46 областях, краях и республиках России. В соответствие с этим исследованием по сравнению с 2001 годом увеличилась доля россиян, умеющих обращаться с компьютером (с 22 до 42%), умеющих снимать на видеокамеру (с 22 до 34%). Но россияне утратили часть бытовых навыков. В частности, уменьшилась доля россиян, умеющих приготовить обед (с 87 до 80%), шить (с 53 до 46%), вязать (с 39 до 34%), починить протекающий водопроводный кран (с 48 до 39%). Также уменьшилось число россиян, которые умеют петь ( с 42 до 30%), исполнять классические танцы (с 22 до 9%), врать не краснея (с 20 до 14%).
Как работать и учить другое поколение Я считаю, как родитель ( учитель или наставник) из поколения Икс, что ребенок должен выкарабкиваться из сложных ситуаций сам, по принципу "бросили в воду – сам выплывай"? Объяснение простое: Иксы так действуют, потому что им самим эта модель помогла стать успешными в жизни. И, разумеется, родители учителя, наставники)-Иксы хотят, чтобы дети тоже так делали, и в результате тоже стали успешными! Но ни Миллениумы, ни Поколение Z так делать совсем не хотят. Почему? Потому что сейчас с новыми поколениями работают другие ценности. Нам кажется, что Миллениумы не читают книг, а они просто с такой скоростью проглатывают книги, любые информационные материалы, что у них, наоборот, возникает дефицит информации, который нужно постоянно восполнять. Миллениумы сталкиваются с новой образовательной реальностью - сейчас появляется много образовательных проектов. Можно выбрать, куда поехать на год поработать в компании или где побыть волонтером, какие окончить курсы online и какие получить гранты. Меняются форматы, критерии, чему и как учиться. А информации об этом недостаточно. У педагога, учителей в школах и вузах, соответственно, изменилась задача: не только учить своему предмету, но и знакомить учеников, студентов с новым информационно-развивающим интернет- пространством, с источниками знаний.
ПРОГНОЗ ПО ПОКОЛЕНИЮ Z С точки зрения коммуникации. Большинство современных условий предполагают множество ситуаций, замкнутых на одного ребенка (взаимодействие человек -компьютер, человек игры, человек музыкальный инструмент, человек игровая приставка, человек -природа), либо на небольшой круг людей рядом с ним (родители, несколько друзей). В результате получается ориентированное вовнутрь, на себя поколение. Смена акцентов сохраняется предыдущее поколение Y было наоборот ориентировано вовне, в общество.
Поколение Z будет уметь ГОТОВИТЬ Более того делать хорошо и разнообразно. Это может даже стать искусством. Причины? Увеличение внимания в обществе к теме питания и умению готовить: увеличение числа ТВ передач, посвященных приготовлению пищи, повышение в целом культуры и искусства питания, в особенности здорового питания, рост разнообразных ресторанов, повышение внимания к этому вопросу приготовление пищи часть внутреннего мира человека. Аналогично с другими бытовыми умениями по аналогии «почини кран»: сейчас увеличивается число ТВ-передач в этом направлении, в т.ч. направленных на детей и подростков, а умение обращаться и общаться с компами с раннего детства это умение не только быть пользователем, но и разбираться в его устройстве (уметь чинить, понимать структуру и составляющие), акцент на игры типа «Сделай сам» улучшают умение «работать руками». Ребята этого поколения наладят работу поломанных механизмов, починят их и будут вкусно кормить себя, свои семьи. Не забывая припасти что-то про запас (это будет влияние кризиса). Популяризация и увеличение роли науки в обществе сейчас (посмотрите на число дискуссий в этом направлении, на программы национального уровня) приведет к расцвету инженерно- технических специальностей в новом воплощении: робототехника, биоинженерия и т.д.. Ребята этого поколения продвинут науку и будут изобретателями. Что это значит? Цикличность поколений повторяется (поколение приходит через лет). Молчаливое поколение и его ценности найдут отражение в нынешнем поколении Z. Та же направленность на себя, то же умение думать, расцвет науки и изобретательства, умение это воплотить (комбинация хорошие руки и головы), та же экономность.