Нагорнова М.А., учитель начальных классов МОУ гимназии 26 г. Томска
Современный ученик – это ученик нового поколения, хотящий и стремящийся много знать, уметь.
Компьютер - «широкий инструмент к познанию». Компьютер может быть на уроке: и тренажером, и средством наглядности, и хранителем информации, и средством мониторинга.
Современный учитель должен строить учебный процесс на основе информационно – коммуникационных технологий. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений.
При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений обучающегося, учителя и образовательной среды.
Цель моей работы - создание условий для формирования интеллектуальных умений и развития творческих способностей школьников посредством использования информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования отмечено, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи: Способствовать созданию информационно- коммуникационной среды в урочной и внеурочной деятельности; Формировать информационную культуру и грамотность; Формировать мотивацию и интерес к преподаваемым предметам; Усвоить базовые знания по предмету; Систематизировать усвоенные знания; Формировать навыки самоконтроля; Повышать уровень обученности и качества знаний.
В своей деятельности активно использую: - систему творческих заданий, в большинстве случаев с применением средств Microsoft Office, PowerPoint ( конечный результат – презентация, слайд-шоу). Достигается одна из важнейших целей – развитие творческих способностей школьников.
- систему использования обучающе- контролирующих программ на уроках математики, русского языка, окружающего мира. Достаточное количество иллюстраций, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования дают возможность обучающемуся самостоятельно выбирать не только удобную форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор.
- систему проектов в сочетании с технологией ИКТ. Школьники самостоятельно осваивают учебный и внеучебный материал и получают результат в виде реального продукта. Метод проектов способствует развитию мотивационной сферы, т.е. делает процесс обучения активным и личностно значимым. Включение всех вышеперечисленных систем способствует развитию интеллектуальных умений школьника.
Наиболее эффективно применяю ИКТ на уроках естественно – научного цикла, на следующих этапах урока: Организационном «Открытия новых знаний» Первичного закрепления
Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: Образовательная: восприятие учащими ся учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения. Развивающая: развитие познавательного интереса у учащихся, активизация творческой деятельности учащихся. Воспитательная: воспитание научного мировоззрения, умение организовать парную и групповую работу, воспитание чувства взаимопомощи.
Подготовленные и изготовленные к урокам презентации повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к обучающимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.
Я считаю, что использование ИКТ на моём уроке дало преимущество в следующем: осуществление дифференцированного подхода, повышение мотивации учебной деятельности, каждый ученик стал субъектом процесса обучения, возможность получения объективной картины уровня усвоения знаний
В результате активной деятельности обучающихся на уроке развивался: личностный потенциал ребенка: интеллектуальный и творческий, повышалась мотивация к предметам, формировалась информационная компетентность.
Результат эффективности созданных условий использования ИКТ: создана медиатека по областям: « Математика», «Окружающий мир», «В мире интересного».
Победители и призёры конкурсов: Дипломант 2 Международной Ассамблеи школьников ( 2010г.), Дипломанты Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» ( 2008г., 2009г.), Всероссийских дистанционных викторин и конкурсов ( г.г.)
Регионального Фестиваля проектов ( г.г.), Областной конференции «Твори, исследуй, пробуй» ( 2011г.), городской научно – практической конференции «Исследовательский дебют» в рамках проекта «Юные дарования Томску»( 2009г., 2010г.).
Победители и призёры городских литературных чтений «Мир и человек глазами писателя» ( 2010г г.)
Победители и лауреаты областного Фестиваля «Королевство точных наук»
Участие в конкурсах: - Участник городского конкурса «Урок с компьютером» ( 2007г.), - Участник Дистанционного педагогического Марафона «ИКТ в образовательном процессе» ( 2010г.), - Дипломант ( 2 степень) Регионального Фестиваля Медиауроков ( 2010г.) Публикации: 1. «Использование компьютера на уроках» (Сборник «Использование информационно- коммуникационных технологий в начальном образовании. Материалы городского фестиваля «Использование информационно-коммуникационных технологий в начальном образовании», Томский городской научно-методический центр, 2007г., с.59-64) 2. «Использование информационно – коммуникационных технологий в образовательном пространстве начальной школы – успешный шаг в формировании интеллектуально – развитого и творческого школьника» (Областной образовательный интернет – портал «Школьная планета», 2009 ( ТОИПКРО )
Я убеждена в том, что при грамотно спланированном подходе создания условий для формирования интеллектуальных умений и развития творческих способностей школьников посредством использования информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе будут правильно формироваться процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.