Реализация метода проектов в коррекционно- образовательном процессе Подготовила: воспитатель коррекционной группы Калдаева Т.И.
Детско-родительский творческий проект «Сказки А.С.Пушкина»
Актуальность Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создаёт свой образ. В литературе - это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве- линии и краски, в музыке- звуки, в танце движения. Все виды искусства тесно связаны между собой. Одним из ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей, является А.С.Пушкин. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребёнка. Рано или поздно поэт становится другом каждому читающему человеку. Задача взрослых- познакомить с ним ребёнка как можно раньше и сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека.
Гипотеза Педагог группы предположила, что развитие диалогической и монологической речи будет проходить эффективнее при условии включения старших дошкольников с ОНР в процесс познавательно -исследовательской деятельности, при развитии креативного мышления и воображения.
Цель проекта Нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Развитие диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи и обучение простым формам монологической речи через активизацию творческого потенциала. Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А.С.Пушкина.
Задачи для детей - коррекционно-развивающие: Развивать диалогическую речь и обучать простым формам монологической речи старших дошкольников с ОНР. Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний. Обогащать и расширять словарный запас детей. Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
Образовательные задачи: Познакомить с творчеством А.С.Пушкина. Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения. Знакомить с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам А.С Пушкина.
Воспитательные задачи: Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Развивать артистические способности. Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности. Воспитывать чувства дружбы и коллективизма. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.
Задачи для родителей: Создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка, с учётом опыта детей, приобретённого в детском саду. Развитие совместного творчества родителей и детей. Развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу. Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Участники: дети логопедической группы. Срок реализации: 3 месяца. Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Основные этапы реализации проекта Подготовительный: Опрос родителей и детей о том, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С.Пушкина. Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор методической, художественной литературы; иллюстративного, музыкального материала по теме проекта. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности. Составление плана работы.
Основной: работа на занятиях Рассказ воспитателя о А.С.Пушкине и рассматривание его портрета
Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зелёный»
Рисование «Царство золотой рыбки»
Лепка «Золотая рыбка»
Совместная деятельность детей и воспитателя Чтение сказок А.С.Пушкина
Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий
Игры - драматизации по сказкам : «Три девицы под окном»
«Петушок с высокой спицы»
«Свет мой зеркальце скажи»
Конкурс чтецов - отрывков из произведений А.С.Пушкина
Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»
Дидактическая игра по произведениям А.С.Пушкина «Какой сказочный герой лишний ?»
Изготовление макетов «У лукоморья дуб зелёный»
«Ель растёт перед дворцом»
«Золотая рыбка»
Самостоятельная деятельность детей Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок А.С.Пушкина
Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам
Совместная деятельность детей и родителей Чтение сказок, заучивание отрывков из сказок
Совместное творчество родителей и детей по рисованию по сказкам
Рисование по сказкам А.С.Пушкина
Лепка по сказкам А.С.Пушкина
Заключительный этап: Оформление выставки «По дорогам сказок А.С.Пушкина». Развлечение «Что за прелесть эти сказки». Проведение итогов проектной деятельности.
Вывод - проделанная работа способствовала: Развитию интереса к творчеству А.С.Пушкина, к русской литературе. Развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков. Совершенствованию звукопроизношения, выразительности и связной речи детей. Развитию монологической речи соответственно возрастной норме. Развитию эмоциональной отзывчивости. Гармонизации отношений между взрослыми и детьми.
Спасибо за внимание!