… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.
Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно; Развитие общей речевой активности; Накопление словаря; Развитие речевого служа; Развитие грамматической стороны речи; Обучение навыкам словообразования и словоизменения; Развитие артикуляционной моторики; Развитие связной речи; Коррекция произношения.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни освоение связной монологической речи (речь детей становится более связной и последовательной); правильное произношение звуков; в формировании грамматического строя; Развитие активного словаря; совершенствование смысловой стороны речи.
Что должен уметь ребёнок в возрасте от 4 до 5 лет Называть предметы окружающей обстановки, действия людей, животных; Называть обобщающим словом предметы, относящиеся к группам: «игрушки», «одежда», «посуда», «обувь», «мебель», «овощи», «фрукты», «музыкальные инструменты», «транспорт»; Правильно называть части предметов (детали одежды, части посуды, части лица и тела человека и. т. д.); Понимать чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (лапы – руки, живот – брюхо); Правильно ставить существительное в форму множественного числа (ухо – уши, дом – дома, кот – коты); Называть действия людей и животных (бежит, летит, прыгает, умывается); Находить предмет по описанию (мяч круглый, резиновый, красный); Самостоятельно составлять описание предмета; Подбирать противоположные слова (кирпич твёрдый, а подушка мягкая); Понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около); знать какие бывают профессии, знать чем занимаются люди этих профессий; Поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы; Рассказывать наизусть несколько стихотворений, потешек, загадок Составлять небольшой рассказ по картине с помощью взрослого, согласовывать слова в роде, числе, падеже; Пересказывать содержание услышанной сказки;
В речи детей 5-го года жизни встречаются следующие нарушения: не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки; дефектное произношение звуков; недостаточно развита интонационная выразительность; (громкость, быстрота, тембр) грамматические ошибки (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление слов в родительном падеже множественного числа). трудности в объяснение значения слова; Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Трудности при пересказе сказки. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Они нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания
Когда необходимо обратиться к логопеду? * если ребёнок в 2 года еще не говорит; если ребенок к 3 годам произносит менее 1000 слов, не умеет строить фразу; Если ребенок не произносит к 3 годам большинство звуков (более ); Если ребенок к 4,5 годам не произносит звуки: [С], [С ], [З], [З ], [Л], [Л ]; Если ребенок к 5 годам не произносит звуки: [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Ц], [Р], [Р ]. дефектное произношение звуков; нарушение темпа и ритма речи.
Наиболее благоприятный возраст для логопедической работы – дошкольное детство. Почему? 1. Высокая пластичность мозга ( способность быстро переключаться на новое); 1. Способность всё превращать в игру; 2. Любовь детей к звукам речи и стремление детей овладеть ими.
Факторы успешного развития речи ребёнка- эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста; общения ребёнка со сверстниками; строения артикуляционного аппарата; речь взрослых (как образец для детей); развития мелкой моторики; чтения детям художественной литературы; игры ребёнка со взрослыми и сверстниками;
Что делать если ребёнок плохо говорит? 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Развитие речевого дыхания. 3. Развитие мелкой моторики рук 4. Занятия по развитию речи;