Технология использования математических развивающих игр в ДОУ Пешина Ж.В., заместитель заведующего по УВР МБДОУ 6, Руководитель Центра интеллектуального развития МО «Педагогический поиск»
Дошкольное детство – период интенсивного психического развития ребенка.
Личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей Обеспечение эмоционального благополучия через: - непосредственное общение с каждым ребенком; - уважительное отношение к каждому ребенку. Поддержка индивидуальности и инициативы детей через: - создание условий для свободного выбора детьми деятельности; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Активные методы обучения и воспитания Поисковая деятельность. Организованное коллективное рассуждение. Игры. Тренинги.
Проблемная ситуация – начало развития мысли человека. С.Л. Рубинштейн Радость самостоятельного поиска и открытия. Развитие познавательной самостоятельности детей. Развитие их творческой активности. Формирование у дошкольников необходимой системы знаний, умений и навыков. Достижение высокого уровня развития способности к самообучению, самообразованию.
Четыре уровня проблемности в обучении 1. Воспитатель сам ставит проблему и сам решает её. 2. Частично-поисковый метод. 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. 4. Исследовательский метод.
Этапы решения проблемы Первый этап – поиск средств анализа условий проблемы. Второй этап – процесс решения проблемы. Третий этап – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения.
Развивающие игры Совершенствование общих умственных способностей Сообразительность Пространственные представления Смекалка Гибкость мыслительного процесса Логическое мышление
Развивающие игры Мышление Наглядно-образное Словесно-логическое
Основные принципы технологии Игровое обучение детей. Постоянное и постепенное усложнение игр. Творческое развитие дошкольников.
Как можно использовать ИКТ и мультимедийные технологии в интеллектуально-математическом развитии дошкольников на примере элементов фольклора и авторской поэтики рассмотрим варианты организации педагогом интеллектуальной деятельности математического формально-символического содержания с использованием приема - декодирование информации
Кодирование (перевод словесной информации на язык знаков), Декодирование (чтение информации, представленной в знаках, способам ее получения и переработки), Творческая деятельность детей по созданию собственных знаковых средств.
Знаковые средства цифры, буквы, геометрические фигуры, линии, силуэт, символическое отображение предмета, величинная характеристика предмета, цвет и прочее
На слайде изображены модели, каждой из которых соответствует определенное понятие, слово. Необходимо соединить между собой слова в предложение и попытаться произнести фразу в рифму.
Важно не торопиться с готовым вариантом ответа Активный самостоятельный поиск нужной фразы позволяет детям развивать: образное мышление художника, логическое мышление математика аналитическое мышление интеллектуала.
Только после того, как дети предложат свои варианты интерпретации моделей, можно произнести закодированную информацию, выраженную в виде рифмы.
Декодирование содержания загадки, считалки, пословицы или поговорки, а также детского четверостишия – это этап формально-символической интеллектуальной задачи, в процессе решения которой у детей развиваются такие интеллектуальные способности, как вербальная гибкость, оперативная память, символическое опосредование, креативность, система логических операций и т.д.
Закодированная поговорка
«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»
Закодированная считалка
«Стакан, лимон, вышел вон! Стакан разбился, лимон покатился»
Закодированное четверостишие
Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола, И по четыре ножки, У мышки и у кошки.
Методические советы Максимальная степень свободы. Вовлечение в игру с помощью сказки. Создание ситуации непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре. Активное участие взрослого на этапе освоения новой игры. Постепенное усложнение задач. Положительная оценка любых достижений ребенка. Подсказка исключается полностью. Ребенок все выполняет сам. Адекватная оценка способностей и возможностей ребенка.