ШКОЛЬНАЯ АНТИБУЛЛИНГОВАЯ ПРОГРАММА: ПРИНЦИПЫ И ШАГИ СОЗДАНИЯ ЦППО АСОУ 10 СЕНТЯБРЯ 2015Г МОСКВА
ТРИ ПРИНЦИПА И ТРИ УРОВНЯ РАЗРАБОТКИ АНТИБУЛЛИНГОВОЙ ПРОГРАММЫ: 1. ПРИНЦИП : НИ ОДИН СЛУЧАЙ БУЛЛИНГА НЕ ОСТАЕТСЯ БЕЗНАКАЗАННЫМ Изменить правила школы в отношении случаев боулинга и неуклонно выполнять принятые правила.
ПРИНЦИП 2 РАННЕЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНО Научить педагогов, прежде всего, классных руководителей, программам работы со случаями боулинга в классе.
ПРИНЦИП 3 УЧЕНИК НЕ ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ ОДИН НА ОДИН С НАСИЛИЕМ Включить в план работы психолога систематическую работу с жертвами боулинга и их родителями.
ОПОРА НА НАДЕЖНЫЕ СТРУКТУРЫ И ОТНОШЕНИЯ Учащиеся, которые подвергаются агрессии, должны иметь право рассчитывать на поддержку со стороны учителей, когда речь идет о боулинге Учителя должны опираться на созданную в школе систему противодействия, в том числе антибоулинговый комитет и другие структуры, оказывающие экстренное противодействие в ситуации агрессии среди детей.
1. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ: Улучшать взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе Учить всех, как обходиться с боулингом
А) ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ по созданию позитивной школьной атмосферы вопросу предотвращения боулинга
Б) РАЗРАБОТКА ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВСЕХ УЧЕНИКОВ, СТОЛКНУВШИХСЯ С БУЛЛИНГОМ: что делать куда идти кому и в какой форме заявить Заявление о факте провокации, оскорбления, физического насилия, вымогательства, угроз и т.д.
Антибоулингового комитета (или Этический комитет, или Совет справедливости, Совет отцов) В) СОЗДАНИЕ В ШКОЛЕ
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТОЛЮБИВОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА ШКОЛЫ Обучение персонала проводится систематически в форме тренингов. Они предназначены для всех взрослых, находящихся в зоне возможных конфликтов: от водителя автобуса, охранника, уборщицы до родителей, учителей и администрации.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ТРЕНИНГОВ УЧИТЕЛЯ СМОГУТ: Распознавать потенциальных жертв боулинга и быть бдительными. Распознавать властолюбцев и отличать степень выраженности агрессивного поведения (злостный ли агрессор этот ученик) Конструктивно конфронтировать с агрессией. Узнать какие факторы классной атмосферы способствуют боулингу
3. ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ КОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА СЛУЧАЙ БУЛЛИНГА В ИХ АДРЕС Дети должны уметь и быть готовы: ---рассказать о случае боулинга своим родителям, либо взрослым, которым они доверяют, например, учителю, воспитателю, руководителю студии и т.п.; ---искать друзей среди сверстников и одноклассников; ---избегать ситуаций, в которых возможен боулинг; ---учиться использовать юмор - самое мощное оружие против вербальной агрессии.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ И БЫТЬ ГОТОВЫ: ---заниматься методично и последовательно восстановлением своей самооценки с помощью специалиста, если нужно; ---вести себя уверенно; ---быть настойчивым и задиристым (хотя бы внешне); ---не надеяться (мечтать) отомстить с помощью еще большей жестокости и не применять оружие;
Пример алгоритма создания программы: 1. Информирование администрации. Создание плана работы. 2. Диагностика уровня боулинга по классам (по анонимному опроснику) 3. Создание карты «горячих точек» школы - мест возможных конфликтов вне взрослых (туалеты, раздевалки, школьные дворы) 4. Создание правил и комитета по противодействию (антибоулинговый комитет) и плана контроля за «горячими точками» (видео-камеры, дежурство,и т д) 5. Работа по обучению – администрации, учителей, учеников и родителей: тренинги для распознавания и применения способов противодействия боулингу 6. Исследование ресурсов школы для противодействия боулингу 7. Формирование атмосферы школы –шефство, работа по развитию кооперации и сотрудничества учителей, учеников и родителей, самоуправления: «Классный совет» и т.д.
УРОВНИ РАБОТЫ ШКОЛЫ : Индивидуальный уровень (взаимодействие между учащимися и взрослыми в школе) ---- Обучение школьного персонала и педагогического коллектива навыкам конструктивного взаимодействия в ситуации, когда мотив плохого поведения ученика ВЛАСТЬ --- Обучение дежурных учителей и всех взрослых СПОСОБАМ экстренного прекращения ситуации боулинга, где бы она ни была замечена (взрослый подходит к ученикам и требует немедленно прекратить травлю, сообщает дежурному администратору о факте боулинга, начинает процесс передачи дела на рассмотрение Органу школы, выполняющему функции «справедливого суда» ----Обучение школьников навыкам вмешательства в замеченные ситуации боулинга и процедуре заявления о таких ситуациях ----Развитие с помощью психологических занятий навыков противостояния агрессивным нападкам, поддерживающая педагогическая стратегия в отношении уверенного противостояния ----Изменение отношения к боулингу как недопустимому в школе явлению через постоянное подчеркивание своего отношения каждого из учителей
Организационный уровень (вмешательства в масштабе всей школы) Выработка согласованной позиции педколлектива на основании понимания сути боулинга Совершенствование системы мер и процедур по предотвращению боулинга Создание антибоулингового комитета, занимающегося предотвращениюем боулинга и введением профилактических программ Обучение всего школьного персонала Использование внутренних и внешних экспертов Выработка и оглашение санкций, применяемых к баллерам в нашей школе
Уровень родительского сообщества (взаимодействие между школой и родителями ) Просвещение родителей и знакомство с программами предотвращения боулинга Поддержание постоянной связи с родителями Заявление о случаях боулинга и виктимизации Работа с родителями вовлеченных учащихся Вовлечение родителей в планирование деятельности по предотвращению боулинга в школе
Общественный уровень Создание общественной структуры внутри школы, которая имела бы авторитет для потенциальных буллеров и всех властолюбцев. Такую структуру можно назвать СОВЕТ ОТЦОВ, СОВЕТ СПРАВЕДЛИВОСТИ и т.п. В нее должны входить взрослые авторитетные мужчины: военные/отставные военные, юристы, священники, чиновники (фигуры, наделенные властью со стороны государства). Советы отцов могли бы взаимодействовать между собой на территории одного района или небольшого населенного пункта, тогда у баллера, наконец, сложится ощущение, что ему НИГДЕ не удастся действовать безнаказанно.
ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ВО АСОУ