Программа профессиональной переподготовки руководителей российских школ Авторы программы: Каспржак А.Г., Калашников С.П., Исаева Н.В. Институт образования НИУ ВШЭ
Модельная программа профессиональной переподготовки руководителей российских школ Направления подготовки: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», Специализация «Управление в образовании». Продолжительность программы: 608 часов (4 модуля по 152 часа. Форма обучения - очное (1 модуль – 4-6 недель) или очно-заочное (модульное) обучение с использованием дистанционных технологий Потенциальными слушателями являются: директора образовательных организаций, участники кадрового резерва заместители директоров (школьные управленческие команды).
Программа переподготовки директоров. Структура: Федеральный компонент (модуль) - требования к квалификации руководителей образовательных организаций, определенные профессиональным стандартом. Региональный компонент (модуль) – готовит руководителей школ к изменениям, инициируемым местной властью, поясняет, как инициативы в масштабах страны, будут локализованы на данной территории. Адресный компонент - создание условий, обеспечивающих результативность работы директора, принадлежащей к некой целевой группе (молодые директора сельских малокомплектных школ). Инициативный компонент (модуль) - учитывает личный запрос каждого слушателя.
Программа переподготовки директоров. Структура: личный запрос слушателя, направленный на развитие персональных профессиональных компетенций создание условий, обеспечивающих результативность работы директора, принадлежащей к некой целевой группе подготовка к инициируемым местной властью изменениям, локализации федеральных инициатив на территории освоение набора квалификационных характеристик, предусмотренных проектом стандарта Федеральный модуль Региональный модуль Инициативный модуль Адресный модуль
Программа переподготовки директоров. Новации: Проектирование образовательной программы целесообразно начинать с формулировки образовательных результатов, реконструируя их из компетентностей профессионального стандарта руководителя. Содержанием программ подготовки руководителей школ будет не столько тематическое наполнение учебного плана, а инструменты, структуры и процедуры, определяющее характер взаимодействия тех, кто будет учить, с теми – кто будет учиться. Поскольку слушателями программы являются практикующие работники образования, то учебным материалом для них не может не стать их собственный профессиональный опыт, а базовым процессом учения – его рефлексия.
Программа переподготовки директоров. Новации: Учебные курсы – освоение знаний. Курсы по лидерству – рефлексия и развитие лидерских навыков. Курсы по проектированию – работа над собственными проектами, анализ и экспертиза. Курсы по современным образовательным технологиям – навыки передачи знаний и умений.
Программа переподготовки директоров. Формы обучения: ОЧНОЕ - краткосрочные интенсивные учебные дисциплины ( аудиторных часа), лекции и семинары, мастер-классы, дискуссии, case-studies и т.д. ПРАКТИКА (стажировка) - на базе образовательных учреждений, где реализуются программы и проекты содержательно связанные с программой. Каждый слушатель выступает в роли внешнего эксперта. ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ - в промежутках между очными модулями самостоятельное обучение в специально созданной электронной образовательной среде. Преподаватели и их ассистенты предлагают учебные материалы, организуют дискуссии, консультации, проверяют и обсуждают работы слушателей.
Программа переподготовки директоров Структура учебного плана: Название модулей, учебных блоков\дисциплин Количество зачетных единиц Количество часов Модуль «....»4152 Базовая часть 138 Вариативная часть 1,538 Практики, стажировки 0,538 Мастер-классы 0,519 Подготовка и защита аттестационной работы 0,519
Программа переподготовки директоров. Оценочные средства: Текущий контроль: проверка письменного изложения слушателем какой-либо проблемы, поставленной при прохождении дисциплины. Итоговый контроль : аналитическая записка - возможный объект: педагогическая концепция школы; проект (проектное предложение) - рекомендуемые объекты: программа развития школы; экспертное заключение - рекомендуемый объект: образовательная программа школы (ступени школы); экспертиза образовательной программы школы.
Федеральный модуль. Результаты обучения способность обосновывать выбор педагогической концепции школы; готовность и способность осуществлять анализ, целеполагание, планирование, необходимые для перехода образовательной организации от режима функционирования к режиму развития; способность к управлению финансовыми и материальными ресурсами школы, защите интересов школы как юридического лица; готовность быть педагогическим лидером, который помогает и поддерживает учителей в совершенствовании образовательного процесса в рамках определенной педагогической концепции; способность к организации мониторинга образовательной деятельности школы и ее результатов, принятии по результатам обоснованных управленческих решений.
Федеральный модуль. Содержание Содержание модуля определяется: 1. требованиями проекта профессионального стандарта руководителя образовательной организации; 2. результатами исследований успешных практик руководителей школ в РФ.
Региональный модуль. Результаты обучения понимание приоритетных направлений и задач развития региональной системы образования, изменений, инициируемых местной властью и локализации федеральных инициатив в территории; способность определять задачи развития организации, осуществлять анализ, целеполагание, планирование с учетом приоритетных направлений и задач развития региональной системы образования; готовность и способность осуществлять выбор образовательных программ и отдельных проектов, корректировать программу развития организации с учетом изменений, инициируемых региональной властью и локализации федеральных образовательных инициатив.
Региональный модуль. Содержание Региональный модуль должен содержать и учитывать : 1. Анализ заявок ОУ на переподготовку руководителей на предстоящий учебный год. 2. Аналитическую записку с анализом Федеральных инициатив и их региональной локализации, описание региональных инициатив, результаты анкетирования руководителей муниципальных органов управления образованием (образец анкеты) по уточнению задач образовательной политики на данной территории, результаты анкетирование руководителей ОУ (образец анкеты). 3.«Сессию самоопределения» - определение региональных инициатив. 4. Форму и требования к итоговым работам (вариации).
Адресный модуль. Результаты обучения понимание специфики задач определенной целевой профессиональной группы руководителей образовательных организаций; способность определять и оценивать характеристики образовательной организации и внешних контекстных факторов (факторов внешнего окружения ОУ); способность, осуществлять анализ, целеполагание, определять задачи развития организации и планировать развитие ОУ с учетом ее специфичных характеристик и контекстных факторов; готовность и способность осуществлять выбор образовательных программ, корректировать программу развития организации и отдельных проектов с учетом внешних контекстных факторов; способность определять собственные профессиональные дефициты и задачи, определять индивидуальные эффективные способы повышения профессиональной компетентности.
Адресный модуль. Содержание Адресный модуль должен содержать: 1.Инструменты, которые можно предложить директорам для преодоления выявленных профессиональных дефицитов. 2. Описание возможных интерактивных форм и методов подготовки, в том числе – стажировок. 3. Формы и требования к итоговым работам (вариации).
Инициативный модуль. Результаты обучения способность формулировать личный образовательный запрос, определять собственные профессиональные дефициты, задачи и результативные способы повышения профессиональной компетентности; способность определять индивидуальный учебный план путем выбора учебных курсов из банка (реестра) образовательных программ дополнительного образования; понимание и умение применять на практике результаты прохождения выбранных для изучения дисциплин и курсов в зависимости от личного индивидуального запроса.
Инициативный модуль. Содержание Инициативный модуль должен содержать: 1. требования к банку (реестру) курсов и образовательных программ, формам организации образовательного процесса; 2. описание возможных вариантов интерактивных форм и методов подготовки, в том числе – стажировок; 3. формы и требования к итоговым работам (вариации).