ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ
План урока: Сущность и структура деятельности Потребности интересы Виды деятельности Творческая деятельность
Сравните два определения: «Деятельность – это форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя» «Деятельность – это форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания и преобразования объекта»
Итак, деятельность – Это целенаправленное познание и изменение человеком внешнего мира и самого себя.
Структура деятельности МОТИВ ЦЕЛЬ ДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВА РЕЗУЛЬТАТ
Мотивы деятельности: Потребности Социальные установки Убеждения Интересы Влечения и эмоции Идеалы людей СОЗНАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Потребности человека Это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности Три группы потребностей: Биологические Социальные Идеальные
взаимосвязаны! Потребности между собой взаимосвязаны! Биологические потребности у человека становятся социальными – пример: человек, даже когда его мучает жажда, не станет пить из лужи! Социальные потребности господствуют над идеальными – пример: потребность в получении знаний выступает как средство получить более престижную профессию, повысить свой социальный статус!
Классификация потребностей А. Маслоу: Физиологические; Экзистенцинальные (существование) – в безопасности, комфорте, в гарантии занятости, уверенности в завтрашнем дне; Социальные; Престижные – самоуважение, признании других, служебном росте, достижении успеха; Духовные.
А. Маслоу Физиологические Социальные Экзистенциальные Престижные Духовные первичные вторичные Т.е. врожденные потребностиТ.е. приобретенные потребности
Убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также желание воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Интересы определяются положением человека в обществе Интересы – это некий результат, который, по мнению человека (или общества), принесет ему (им) пользу, т.е. сделают доступным предмет потребности (материальные и духовные блага). Интересы определяются положением человека в обществе и являются важными побудительными стимулами к различным видам деятельности. Идеалы:общественный нравственный Идеалы: общественный (образ совершенного общества) и нравственный (представление о достойном подражания образцовом человеке)
Виды деятельности: Практическая: Практическая: Направлена на преобразование реальных объектов природы и общества материально-производ- материально-производ-ственная; Социально-преобразо- Социально-преобразо-вательная Духовная: Духовная: Направлена на изменение сознания людей Познавательная Познавательная Ценностно-ориентиров- Ценностно-ориентиров-вочная Прогностическая Прогностическая Созидательная Созидательная Разрушительная Разрушительная
Формы деятельности: Творческая Духовная Трудовая Политическая Игровая Познание Индивидуальная Коллективная Репродуктивная Продуктивная
Задание: Сравните три ситуации: 1) ураганный ветер валит в лесу деревья; 2) животное подрывает корни деревьев, чтобы добраться до плодов; 3) лесорубы ведут на отведенной делянки лесозаготовки. К какой из этих ситуаций следует применить понятие деятельность? Охарактеризуйте каждый пример. Вопрос: К какой из этих ситуаций следует применить понятие деятельность? Охарактеризуйте каждый пример.
Творческая деятельность Творчество – это деятельность, создающая новые, ранее не существовавшие «предметы», как материальные, так и интеллектуальные, идеальные, духовные. Свободна и непредсказуема!!!
Развивается по направлениям: Художественное творчество : результат – художественный образ; Научное творчество : результат – теория или гипотеза; Техническое творчество : результат – новый материальный предмет или способ его изготовления; Бытовое творчество : результатом может быть, например, рецепт торта, не такой «как у всех».
Творческий процесс 1) Роль этих факторов не одинакова. 2) Существенные отличия в художественном (где основополагающим моментом является личная судьба художника, его социальное положение, тип культуры и т.д.) и научном творчестве. 3) Созревание и озарение не поддаются сознательному контролю автора, приходят спонтанно! Зарождение идеи или образа Созревание Озарение
Задание: Какие из нижеперечисленных видов деятельности носят творческий характер: Составление бухгалтерского отчета; Перевод произведения с иностранного языка; Инсценировка романа; Чтение диктором информационного сообщения?