Предпосылки создания рабочей тетради по ОРКиСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
1. Слабая информационная насыщенность учебного пособия ; 2. Отсутствие средств ИКТ в школе и дома ; 3. Слабая вычерченность линии учитель - родитель - ребенок ; 4. Достаточно слабые возрастные возможности самостоятельного конспектирования учебного материала ; 5. Слабые возрастные умения детей концентрировать внимание на главном материале.
Основы мировых религиозных культур (рабочая тетрадь ч.1) 4-5 классы Моисеев А.И. Моисеева Н.И.
Основы мировых религиозных культур (рабочая тетрадь ч.1) 4-5 классы Взаимосвязь «Рабочей тетради» и учебника. Моисеев А.И. Моисеева Н.И.
1. Продолжите предложение (см. абзац 2 на стр. 4). Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что ___________________________ _____________________________________________________________ 2. Выпишите определения: 1. Материальный мир – это ___________________ _______________________________________________________________ 2. Духовный мир – это ___________________________ ___________________________________________________________________
. 3. Прочтите утверждения. Если Вы согласны, то поставьте знак «+» в графе «Да», если не согласны – то в графе «Нет»: Религия включает в себя: 1. Различные верования людей в Бога 2. Поведение людей в повседневной жизни. 3. Участие людей в ритуалах. Нет Да
4*. Найдите изображение священного сооружения (храма, мечети, хурала, синагоги) и нарисуйте его (или вырежьте и вклейте, если это возможно) в тетрадь (можно использовать фото).
5. Совместите понятия: 1. Памятники материальной культуры 1. Памятники материальной культуры 2. Памятники духовной культуры 1)_________2)________. а. Понятия добро и зло, справедливость, красота. б. Идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, живописцы, ученые. в. Орудия труда и предметы повседневной жизни. г. Нравственные нормы поведения людей, религия. д. Религиозные здания и сооружения.
6. На контурной карте места возникновения мировых религий показаны кружочками. Закрасьте каждый кружочек своим цветом (место возникновения буддизма – желтым цветом, христианства – красным цветом, мусульманства – зеленым цветом
17. Заполните пропуски в таблице ___________Завет ___________Завет Библия 18. Заполните таблицу: Священные книги традиционных религий России: Иудаизма Буддизма Христианства Мусульманства 17. Заполните пропуски в таблице ___________Завет ___________Завет Библия 18. Заполните таблицу: Священные книги традиционных религий России: Иудаизма Буддизма Христианства Мусульманства 7. Заполните пропуски в схеме БИБЛИЯ __________________ Завет __________________ Завет
Заполните таблицу: Священные книги традиционных религий России: Иудаизма БуддизмаХристианства Мусульманства
Вспомните из уроков литературного чтения, что понимается под мифом? Как вы считаете, всегда ли было зло и каким образом оно пришло в этот мир? Как Вы понимаете крылатое выражение «ящик Пандоры»? Вспомните из уроков литературного чтения, что понимается под мифом? Как вы считаете, всегда ли было зло и каким образом оно пришло в этот мир? Как Вы понимаете крылатое выражение «ящик Пандоры»? 9. Прочтите греческий миф о Пандоре.
Рассмотрите картину Рембрандта Харменс ван Рейна «Возвращение блудного сына» (1669 г) и прочтите библейскую «Притчу о блудном сыне» Попробуйте объяснить смысл притчи. Можете ли вы сказать, что картина великого художника помогает объяснению притчи? Как вы считаете, кого изобразил художник в образе Отца? Сына? Свое понимание притчи опишите ниже текста. Какой практический вывод Вы сделали для себя? Притча о блудном сыне
11. 1.* (Задание по интересам) Используя материалы библиотеки и (или) Интернета, напишите краткое сообщение о таинствах христианства. При возможности вместе с родителями подготовьте небольшую презентацию * (Задание по интересам) Одной из главных заповедей в иудаизме является хранение субботы. Найдите в Интернете информацию и опишите эту заповедь * (Задание по интересам) Одним из пяти важнейших требований ислама является выделение заката – очистительной милостыни. Найдите в Интернете и опишите значение этого требования для мусульманина.
Перед Вами фотографии четырех храмов, принадлежащих к различным традиционным религиям нашей страны. Подпишите, к какой религии относятся храмы. Почему Вы так решили? Используя материалы учебника, опишите внутреннее устройство храма.
Перед Вами четыре изображения. Определите и подпишите, что означает каждая поза Будды. а)________________________ б) _______________________ в) _____________________ г)_____________________
Рассмотрите картину А.Н.Новоскольцева «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского» (стр. 43). Великий московский князь Д.Донской смиренно преклонил колени перед преподобным Сергием Радонежским, который произносит молитву. О каких событиях в истории России рассказывает данная картина? Обратите внимание, что рядом с С.Радонежским стоят два монаха-богатыря. Узнайте у родителей, кто эти монахи и почему художник поместил их картине?
Давайте вспомним «Историю Древнего мира». На стр. 52 учебника изображен «Обряд древних охотников». Используя знания, полученные в курсе «Истории Древнего мира», объясните назначение данного обряда в жизни первобытных охотников. ____________________________________________ ____________________________________________ Как Вы считаете, что ожидает незадачливого охотника, который не попадет в нарисованную цель? Почему Вы так считаете? ______________ ____________________________________________
Перед Вами изображение одного из самых известных религиозных сооружений в Калмыцкой степи – Хошеутовского хурала. Используя библиотеку и (или) интернет, составьте историческую справку об этом религиозном сооружении (к выполнению задания обязательно привлеките своих родителей).
17.1. Прочтите христианскую притчу о Страшном суде и объясните ее смысл. Что понимается под словами братьев Моих меньших? В притче о Страшном суде Иисус говорил, что, когда в конце человеческой истории Он снова придет на Землю и будет судить все народы, добрым Он скажет: «Вы – наследники Царства Божия, потому что, когда Я голодал, вы накормили Меня, когда хотел пить, вы напоили Меня, когда был болен и был в тюрьме, вы пришли ко Мне». «Когда же это случилось?» – удивятся добрые. И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
17.2. Прочтите буддийскую притчу и объясните ее смысл: В одной буддийской притче рассказывается, что однажды перед Буддой появилась голодная демоница и стала жаловаться на страшный голод. «Позволь мне съесть тебя», обратилась она к Будде. Он согласился на её просьбу, сказав: «Ты голодна, съешь меня и будь счастлива». Услышав эти слова, демоница превратилась в голубку и сказала: «Я подвергала тебя испытанию, которое ты выдержал. Теперь я разнесу твоё учение о любви и самопожертвовании по всему миру».
17.3. Прочтите притчу из хадиса и объясните ее смысл: В одном из хадисов рассказывается. Как-то раз одного человека, шедшего своей дорогой, стала мучить сильная жажда. Увидев колодец, он спустился вниз к воде и напился, а когда выбрался наружу, неожиданно увидел перед собой собаку, высовывавшую язык и евшую от жажды влажную землю. Увидев это, человек подумал: «Эту собаку жажда мучит так же, как мучила она и меня», после чего наполнил водой свой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах отблагодарил его за это, простив ему грехи. Люди спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» И он ответил: «Награда полагается за все живое»
17.4. Сравните смысл всех предложенных притч и сделайте общий вывод:
Спасибо за внимание! С уважением Моисеев А.И. Моисеева Н.И.