АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ Д.А.Александров В.А.Иванюшина
Что такое сетевой анализ? Что такое сети? Где можно их найти?
Цель курса: научить вас выявлять сетевые задачи в социологических данных и применять структурный анализ к практическим проблемам социологии. Структура курса: 10 лекций 14 семинаров Самостоятельная работа: чтение статей, домашние задания, работа в группах, эссе
Лекция 1. Персональные сети и социальный капитал. С кем мы общаемся, о чем и зачем? Кто знаком с заключенным? Small world concept: сколько рукопожатий отделяет вас от английской королевы? Изучение общества через эго-сети.
Лекция 2. Стратификация и сетевой анализ. Круги общения. Класс, статус и сетевые отношения. Янки-сити Уильяма Уорнера и Ньюпорт Торнтона Уайлдера. Дружба, брак и статусные группы.
Лекция 3. Сходство в социальном пространстве. Гомофилия и сегрегация по вкусам. Этническая сегрегация и сегрегация по вкусам. Поведение, влияние друзей и социальное «заражение».
Лекция 4. Роли и позиции. Сетевая укорененность Что такое структурная дыра и почему ее выгодно занимать? Брокеры и их выгоды. Лидеры и их проблемы.
Лекция 5. Сети, организации и рынки. Сетевой анализ в экономической социологии и менеджменте. Кооперация, инновации, потоки знания. Мир корпораций и директоров.
Лекция 6. Сети ученых, артистов и художников. Социология творческой жизни. Новые методы анализа науки: изучение соавторства и со-цитирования.
Лекция 7. Социальные движения и коллективное действие. Сети, местная жизнь и большая политика. Организация местных сообществ. Политическое действие: партии, политики и сети.
Лекция 8. Сети и Social Media Интернет. Социально-сетевые сайты и их изучение. Вызов и возможности огромных массивов данных (big data).