Шишкина Елена Михайловна, учитель - биологии, первая квалификационная категория, Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение; «Угутская средняя общеобразовательная школа» Использование этнокультурной составляющей на уроках биологии
Культура народа ханты формировалась в тесном взаимодействии с культурами других народов. Поэтому, делая акцент на этнокультурные традиции хантыйского народа, нельзя упускать из виду и связи его с культурами других народов. Знать историю своего края – значит быть истинным его патриотом.
Поэтому одним из важнейших направлений в школьной учебной деятельности, является сохранение и возрождение национальных культур коренных народов Югорской земли, на которой мы живем.
На уроках биологии учащиеся познают природу, осознают свое место в живом многообразии жизни, приобретают навыки общения с окружающим миром и его обитателями. Вся духовная культура северных народов ханты и манси - направлена на почитание и уважительное отношение к природе - Родной земле.
Знание народных традиций предоставляют возможность работать творчески и инициативно – говорить с ребенком «на одном языке» языке этнической культуры.
Небесное дерево с тысячей ветвей. (Солнце) На крыше шкура с дырками от личинок. (Небо и звёзды) Белая ткань разворачивается, черная ткань сворачивается. (День и ночь) Черный чум три месяца в тундре стоит, а румяный хозяин тундры за ледовым океаном кочует. (Полярная ночь и солнце). Важной составной частью этнокультурного компонента на уроке биологии, является изучение тем на основе фольклорного материала
Шестиногий Лось
По традиционным представлениям ханты- белый цвет березы символизирует благополучие, здоровье и изобилие.
Тонья-богатырь фольклорный персонаж народа ханты, по преданию защитивший свой городок от 700 казаков. На Югане по сей день бытует эпическое сказание о нем. Тонья-богатырь обладал недюжинной силой, демонстрируя свою силу, он мог «смять пушку» и перепрыгнуть через Обь.
Огонь у народа ханты представлялся женщиной в красном халате, которая требовала определенных правил обращения с ней. В огонь, нельзя бросать мусор или плевать, нельзя трогать железными предметами – все это оскорбляет его или причиняет боль. За непочтительное отношение к себе огонь может наказать пожаром. Огонь для предков народа ханты был одним из первых богов.
Работа по использованию этнокультурной составляющей в обучении биологии школьников – это один из возможных путей приобщения учащихся к ценностям культуры Народов Севера.