Историко- культурный стандарт
Задачи изучения истории формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности Изучение истории России должно соответствовать системно- деятельностному подходу как одному из ключевых методологических принципов ФГОС нового поколения.
Задачи учебно-методического комплекса: создать условия для получения выпускниками прочных знаний по истории России; сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства; показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян. Авторы исходят из того, что российская история – это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи.
Учебно-методический комплекс Новый учебно-методический комплекс по отечественной истории должен включать в себя: 1) учебник (в т.ч. электронный); 2) хрестоматию или сборник документов; 3) исторические карты; 4) рабочую тетрадь и сборник заданий; 5) книгу для чтения
Комплект методических материалов и пособий для учителя должен включать в себя: 1) нормативные документы и программно- методические материалы, включая историко- культурный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт; 2) примерную учебную программу по истории; 3) рабочая программа по предмету; 4) предметные и курсовые методические пособия.
Концепция исторического образования Многоуровневое изучение истории ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА ИСТОРИЯ РЕГИОНОВ И НАРОДОВ ИСТОРИЯ СЕМЬИ И ЧЕЛОВЕКА
Цель стандарта: формирование единого культурно- исторического пространства Российской Федерации Структура стандарта: Историко-культурный стандарт включает: Принципиальные оценки ключевых событий прошлого; Основные подходы (методологию) отечественной истории; Перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий; Перечень «трудных вопросов истории»
Особенности структуры учебника События и процессы всеобщей истории изучаются синхронно с историей России Акцентируется внимание на истории российской культуры Исключается возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России; Обеспечивается доступность изложения, образность языка.
В текстах учебников необходимо: Обратить внимание на события и процессы всеобщей истории синхронно с историей России Акцентировать внимание на истории российской культуры Исключить возможность возникновения внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России; Обеспечить доступность изложения, образность языка.
В основе учебника культурно-антропологический подход. Особое место уделено личности в истории, проблемам духовной и культурной жизни, формированию у школьников представления об общей исторической судьбе нашей Родины.
Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. Преподавание региональной истории в контексте истории России. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ «Трудных вопросов истории»
Древняя Русь Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе; Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси; Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;
Московская Русь Причины возвышения Москвы, политика первых московских князей по отношению к ордынским ханам и правителям других русских земель; Роль Ивана IV Грозного в российской истории; Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; Присоединение Украины к России (причины и последствия); Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
Российская империя Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований; Сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия; Оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III; Характер общественного движения XIX – начала ХХ в. и оценка его роли в истории России; Оценка роли России в системе международных отношений в XIX – начале ХХ вв.; Характер национальной политики самодержавия и ее оценка;
Российская империя в начале XX в. Оценка уровня развития Российской империи в начале ХХ в.; Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне; Русская культура и первые волны эмиграции: «Философский пароход» и Русское зарубежье;
Советская Россия в гг. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры; Характер национальной политики большевиков и ее оценка; Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны; Цена победы СССР в Великой Отечественной войне; Оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»; Советская национальная политика;
Советское общество в середине 1950-х-второй половине 1980-х гг. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева; Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения; Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;
Российская Федерация в 90-е гг. XX в. – начале XXI в. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»); Причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.; Оценка внешней политики России в 1990-е гг.; Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
ПРОСВЕЩЕНИЕ prosv.ru
УМК по истории России под ред. Торкунова Новый УМК по истории России с 6 по 10 класс Об УМК Вебинары Нормативные документы Статьи Ответы на вопросы Оставить заявку на мероприятие
Это принципиально новые учебники или просто переработанные старые? Какие основные требования ИКС и ФГОС реализованы в учебниках? Существуют ли электронные карты к учебникам? Как в учебнике описываются трудные вопросы истории? Предполагается ли изучение курса истории России на углубленном уровне? Что будут изучать школьники в 11 классе?
Обязателен ли именно УМК издательства Просвещение, или у учителя есть выбор? Можно ли учителю продолжить использование старых учебников по истории России и нужно ли в таком случае все равно переделывать рабочую программу под требования ИКС? Где и когда можно будет купить новые учебники истории? Какие дополнительные пособия к новому УМК появятся в продаже? Почему рабочая программа к учебнику только с 6 по 9 класс, если теперь мы изучаем историю до 10?
Как осуществить переход на новые УМК? Зачем нужен возврат к линейной системе? Можно ли при переходе на линейную систему обучения в 6 и 7 классе пользоваться программой Просвещения? За сколько лет планируется полный переход на линейную систему обучения истории? В каких классах появятся новые учебники в 2015/16 учебном году? Как сегодняшние школьники будут изучать историю, если при отказе от концентра в 7 классе они будут полгода изучать материал, уже пройденный в 6, а с 8 по 10 класс и вовсе повторять весь курс предыдущего класса? Как перейти на новые учебники по истории России, если теперь нет синхронизации с курсом всеобщей истории?