Сущность и содержание готовности учителя начальных классов к виртуальному взаимодействию в профессиональной деятельности © Зайцева Наталия Владимировна, старший преподаватель кафедры начального образования ГОАУ ЯО ИРО
Виртуальное взаимодействие Процесс совместно-распределенной деятельности, реализуемый средствами сети Интернет, направленный на удовлетворение разнообразных информационно-образовательных потребностей участников взаимодействия.
Виртуальное взаимодействие В условиях информатизации системы образования Виртуальное взаимодействие рассматривается как эволюция понятия «взаимодействие».
Особенности виртуального взаимодействия в среде Интернет используемые средства реализации отсутствие непосредственного личного визуального контакта установление взаимопонимания между субъектами сформированность специальных ИКТ - компетентностей
Преимущества виртуального взаимодействия Гибкость и доступность Адресность Технологичность Добровольность
Готовность учителя начальных классов к виртуальному взаимодействию Готовность рассматривается как интегративное личностное образование. Компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный.
Мотивационный компонент Психологическая установка учителя на изучение и использование виртуального взаимодействия с семьями обучающихся Психологическая готовность учителя начальных классов использовать виртуальное взаимодействие с семьями обучающихся
Структура мотивационного компонента 1. Ценностные ориентации 2. Потребности и соответствующие им мотивы деловые познавательные корпоративно-коммуникативные самоутверждения 3. Интересы
Когнитивный компонент готовности Отражает теоретическую готовность учителя к использованию виртуального взаимодействия в профессиональной деятельности.
Знания педагогические знания общие знания в области виртуального взаимодействия специальные знания в области виртуального взаимодействия Компоненты знаний теоретические, методические технологические
Компоненты знаний Краткая характеристика структуры компонента Теоретические знания Общие знания в области виртуального взаимодействия: знание общей характеристики взаимодействия, взаимодействие как категория; знание принципов работы персонального компьютера и периферийных устройств; знание современного программного обеспечения; знание основных направлений использования ВВ в педагогической сфере. … Специальные знания в области виртуального взаимодействия: знание стилей педагогического общения, стратегий, задач взаимодействия; знание основных видов и общих принципов функционирования телекоммуникационных систем; знание различных служб Интернета, их общего назначения и областей применения; знание основных принципов работы в сети Интернет; … Педагогические знания в области виртуального взаимодействия знание задач педагогического взаимодействия; знание о межличностных отношениях как результате педагогического взаимодействия; знание особенностей использования виртуального взаимодействия в различных моделях и технологиях (обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проектное обучение, модульное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение и др.); знание моделей и технологий дистанционного обучения; знание телекоммуникационного этикета; знание факторов, определяющих активность участников виртуального взаимодействия; …
Компоненты знаний Краткая характеристика структуры компонента Методические знания знание методики организации взаимодействия с семьями учеников с использованием образовательных ресурсов сети Интернет; знание методики проведения родительских собраний, консультаций и т.д. в режиме on-lineи off-line; знание методики организации общения субъектов в сети Интернет; знание методики организации работы сетевого объединения; знание принципов адаптации виртуального взаимодействия к традиционным и новым методам и технологиям взаимодействия; знание методики подготовки и представления информации в сети Интернет; знание методики организации деятельности субъектов по поиску информации в сети Интернет; знание методики использования информационно-образовательных ресурсов и услуг Интернета в решении профессиональных задач; … Технологические знания знание технологии использования средств телекоммуникаций (электронная почта, общение в режиме реального времени и т.д.); знание технологии организации и проведения телеконференций, вебинаров; знание технологии включения субъектов образовательного процесса в телекоммуникационную деятельность; знание технологии решения конкретных педагогических задач с использованием ИТ при виртуальном взаимодействии; знание технологии создания личностной базы информационных ресурсов (образовательных, методических, исследовательских, коммуникативных); …
Деятельностный компонент готовности Выполняет трансляционную и регулятивную функции и отражает практическую готовность учителя к использованию виртуального взаимодействия в профессиональной деятельности. Структура компонента Комплекс умений по использованию виртуального взаимодействия в профессиональной деятельности учителя начальных классов.
Деятельностный компонент готовности Представлен комплексом умений информационных, проектировочных, организационных, коммуникативных, рефлексивных. Степень сформированности умений отражает практическую готовность учителя к использованию виртуального взаимодействия в профессиональной деятельности.
Готовность учителя начальных классов к виртуальному взаимодействию Мотивационный Когнитивный Деятельностный стимулирующая функция трансляционная и регулятивная функции информационная и ориентационная функции
Готовность учителя начальных классов к виртуальному взаимодействию Мотивационный Когнитивный Деятельностный является пусковым механизмом для овладения знаниями и умениями использования виртуального взаимодействия в профессиональной деятельности позволяет превращать знания в реальные действия учителя в процессе решения профессиональных задач, адекватно оценить характер и качество использования виртуального взаимодействия в своей деятельности позволяет удовлетворить и развить потребности, интересы, мотивы и ценностные ориентации учителя на основе имеющейся и формирующейся системы знаний по использованию виртуального взаимодействия
Уровни готовность учителя к виртуальному взаимодействию низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
Вывод Мы раскрыли сущность, структуру, функции, уровни и содержание готовности учителя к использованию виртуального взаимодействия в профессиональной деятельности.
Спасибо за внимание! Зайцева Наталия Владимировна тел. (4852) 21 – 85 – 85 Кафедра начального образования ГОАУ ЯО «Институт развития образования»