Консультация для родителей Специфические ошибки в работах первоклассников Учитель-логопед: Мальцева Е.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое дисграфия? Консультация логопеда Автор: Мальцева Елена Михайловна, МБОУ «Северокоммунарская СОШ»
Advertisements

Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Дисграфия и дислексия – это частичные специфические нарушения процессов письма и чтения, проявляющиеся в стойких, повторяющихся.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Специфические ошибки письма Консультация для родителей Морозова Светлана Петровна учитель-логопед высшей категории МОУ Сош 36.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
Формирование восприятия О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К О Г.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
Рекомендации для родителей. КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ЗАБЫВАЕТ, ПУТАЕТ, НЕПРАВИЛЬНО ПИШЕТ БУКВЫ?
Система работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у обучающихся Мартынова Г.Г.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. ВИДЫ ДИСГРАФИЙ. /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ./ /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ.
Учитель-логопед Репетенко Е.А. Логопедическая работа по устранению нарушений письменной речи.
Почему не каждому дается грамота? Учитель – логопед МОУ СОШ 38 Степанова Анна Александровна Консультация для родителей и педагогов.
Преемственность в работе школьного и дошкольного звена по предупреждению и устранению дисграфии и дислексии.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Транксрипт:

Консультация для родителей Специфические ошибки в работах первоклассников Учитель-логопед: Мальцева Е.М.

Книга. Деада аура пряно. Там Зает и мика. Таиа и майк. Слон и кони. Мы любим семхи.

Диктант. Ежык. Таня и Нана шлеоли по лесу. Деовчки нашли ежа у еже колуче. Иголки этих иголок пугаеца джо волк. Ежык ест мышей девочки ни взял ежа пуст бегает по лесу.

Диктант ученика 1 кл. весной пиццы парили гёзда. уаиса гиздо уаиста гнездо наберзе. Ластачка зыёт пткый дона. ахитры воробей свел радом сорим. Там хорошо испкно.

1. Если Ваш ребенок левша. 2. Если он - переученный левша. 3. Если Ваш ребенок посещал занятия логопеда. 4. Если в семье говорят на двух или более языках. 5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу 6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием. Обратите внимание!

Артикуляторно - акустическая дисграфия Акустическая дисграфия Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматическая дисграфия Оптическая дисграфия

Артикуляторно - акустическая дисграфия Причиной возникновения этого вида нарушений является неправильное произношение звуков речи Проявляется в виде : Пропуски : рробот – «робот», Замены: река – «лека» Смешения: Саша – «Шаса»

Помощь родителей: Массаж языка ( поглаживание, пощипывание ) Развитие воздушной струи ( сдувать мелкие предметы : ватку, машины, кораблики, ручки ) Артикуляционная гимнастика ( упр. Улыбка, упр. Вкусное варенье, упр. Чашечка, упр. Лошадка )

Акустическая дисграфия на почве фонемного распознавания Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. Замена и смешение парных звонких и глухих согласных : Б - П, Ж - Ш, З - С, Г - К, Д - Т, В - Ф « книга » - книга, « любим » - любим Замена и смешение свистящих и шипящих С - Ш, З - Ж, Ч - Щ, С - Щ, Ц - С « миска » - мишка, « зайкаа » - зайкаа Замена и смешение гласных I и II ряда при обозначении мягкости согласных : А - Я, О - Ё, У - Ю, Ы - И, Э - Е « да-да » - дядя, « мячик » - мячик, « Тяна » - Таня, Пропуски, замена и смешение при обозначении мягкости согласных с помощью буквы Ь « кон » - конь, « стьихи » - стихи Замена и смешение гласных о - у, е - и в ударной позиции « лок » – лук « лито »- лето

Фонематический слух Способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем русского языка

Игра «Твёрдый-мягкий» Условие : Я называю твёрдый звук, а вы мягкий. И наоборот.Я называю слог с твёрдым согласным звуком, а вы с мягким. И наоборот. Н-р: ка-кя ры-ри ну-ню Найди в предложении слова с буквами (а-я) и выпиши в отдельные столбики. Н-Р: Дядя Юра принёс книгу.

Придумай слово с данной буквой (в середине и конце слова). Н-Р: Я - мясо, няня. Нарисуй и подпиши картинки, где есть буква А. Добавь слог ЛА илиЛЯ. Н-р: Смо-, де-, саб-. Вставь пропущенные буквы А или Я: Н-р: м-со, м-к, с-д, м-ч.

Причина ее возникновения – затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Пропуски гласных « Тая » - Таня, « мячик » - мячик Пропуски согласных « Тратор » - трактор Пропуски слогов и частей слова : « строки » стрелки, Перестановки букв, слогов чулан " чулан ", ковром " кормов ". Недописывание « зайка » - зайкаа, « миш » - мишка Добавления « на речку » - на речку, « в куклы » - в куклы Слитное написание предлогов с существительными и прилагательными

На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью : упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.

Упражнение «Составляем слова» -к, у, р, а; ч, ш, а, к, а; - с, к, у, м, а; и, а, р, г Упражнение «Составляем предложения» Дождьидетгромгремит Кошкапоймаламышку

Причина возникновения – недоразвитие грамматического строя речи. изменении падежных окончаний « много ключов » - ключей, « стулов » - стульев неправильном употреблении предлогов, рода, числа, « красная платье » - красное платье, « огромная бабочки » огромные бабочки ; « дерево » - деревья пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении Рыбка в аквариуме плавает.

Угадай конец фразы: В лесу растут гри… Добавь слова /распространи предложение: На небе гремит гром. Образуй предложение из слов: веселая песня Исправь деформированный текст: любит, медвежонок, мед Найди ошибку: После грибов идут дожди. Можно ли так сказать? Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка. Составь предложение /при помощи союзов/: Ярко светит солнце. Поют птицы.

Причина возникновения - несформированность зрительно - пространственных функций. Проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв ( и-ш, п-т, т-ш, и-у, в-д, б-д, л-м, э-с, Ч-У, П- Т, К-Н, ж-х и др. Например: «делка» - белка, «лампа» - лампа, «хук»- жук, «курица» - курица, «панк» - танк, « звуки» - звуки.

Упражнение «Воздушные прописи» - прописывание в воздухе. Упражнение «Какое слово спряталось» М в и в н в с в к – зачеркнуть все буквы «в». Упражнение«Квазислово» воробей соловей сорока ворона – надо разбить на отдельные слова. Упражнение «Найди в рисунке букву».

Если такую работу вести планомерно, не давя на ребенка и требуя мгновенных результатов, то, как правило, проблема дисграфии затухает или исчезает вовсе.

Работа по исправлению ошибок ведётся: последовательно от простого к сложному систематически.

Причины дисграфии 1. Несформированность фонематического слуха (дети не различают фонемы (звуки) родного языка) 2. Не могут подобрать ударение в слове 3. Нарушение зрительного восприятия 4. Отставание вообще речевом развитии 5. Бедность словарного запаса

Причины специфических ошибок : Дети не различают фонем (звуки) родного языка, т.е. не развит фонематический слух.фонематический слух. Нарушение зрительного восприятия детей. Отставание в речевом развитии. Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения Бедность словарного запаса, недоразвитие грамматического строя речи

Ежедневно в течение 5 мин ( не больше ) ребенок в любом тексте ( кроме газетного ) зачеркивает заданные буквы. Через 2–2,5 месяца таких упражнений ( но при условии – ежедневно и не более 5 мин ) улучшается качество письма. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой ( не в коем случае не красной !) Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.