Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник» - рассказ о бессмысленности и жестокости национальной вражды Презентацию подготовила учитель высшей категории МБОУ «Зубово-Полянская СОШ 1» Республики Мордовия Дашкина Флоренция Алексеевна
Цели урока: Дать общее представление о жизни Л.Н.Толстого; Продолжить обучение анализу эпического произведения; продолжить работу с литературоведческими терминами; Обучение умению отбирать материал из текста для работы над темой; Развивать навыки сопоставительной характеристики героев
И как я тогда верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает. Л.Н.Толстой.
Как вы представили себе личность писателя? Как внутренний мир этого человека отражен в его портрете?
1872 год – написание рассказа «Кавказский пленник»
Чтение вслух рассказа.
Домашнее задание: Дочитать рассказ; Придумать название к каждой главе и записать в тетрадь; Подобрать цитаты из текста, иллюстрирующие поведение Жилина и Костылина в разных эпизодах: а) при захвате в плен б) в эпизоде написания письма о выкупе в) первый месяц в плену г) во время первого побега д) перед вторым побегом.
Тест. (ответы) 1. События происходили осенью. 2. Жилин был невелик ростом, но удал. 3. Жилин попал в плен потому, что Костылин бросил его одного. 4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей. 5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать. 6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа. 7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком. 8. Во второй раз Жилин бежал один. 9. Во время побега Жилину помогли Дина и русские солдаты. 10. После побега Жилин остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал.
Как можно озаглавить каждую главу «Кавказского пленника»? 1. Жилин и Костылин попадают в плен. 2. Письмо о выкупе. 3. В плену. 4. Подготовка к побегу. 5. Первый побег. 6. Спасение.
Найдите в рассказе строки, которые раскрывают содержание иллюстрации.
Как позы, жесты, выражение лица характеризуют героев рассказа, изображенных на иллюстрации?
Как эпизод характеризует Жилина?
Как изображен татарский аул и его жители?
Какие картины природы из рассказа вам особенно запомнились?
Подберите слова из текста рассказа, передающие содержание иллюстрации; Как эпизод характеризует героиню рассказа?
На каких чертах характера Жилина сосредоточил свое внимание художник?
Для чего понадобилось Жилину пойти «за аул, на гору»? Какое значение имел эпизод в судьбе главного героя рассказа?
Дина у ямы. Какие черты внешности Дины удалось отобразить художнику?
Жилин Костылин 1. при захвате в плен Вывод: Жилин сопротивлялся, но вырваться из рук врагов было невозможно. Вывод: Офицеры попали в плен из-за легкомыслия и малодушия Костылина, струсившего перед опасностью.
Жилин Костылин 2. В эпизоде написания письма о выкупе Вывод: Жилин понимает, что уплата выкупа может разорить мать, и надеется только на себя Вывод: Костылин принимает все условия своих врагов, надеется на помощь из дома.
Жилин Костылин 3. Первый месяц в плену. Вывод: Жилин общительный, активный, хороший мастер. Но его главная цель – совершить побег из плена. Вывод: Костылин безволен, безразличен к окружающему, пассивен.
Жилин Костылин 4. В эпизоде первого побега. Вывод: Жилин не бросает товарища в беде. Вывод: Костылин безволен, не желает и не умеет бороться, покорен судьбе и обстоятельствам.
Жилин Костылин 5. Перед вторым побегом. Вывод: Несмотря на все тяготы, Жилин не потерял волю к жизни, стремление к свободе. Вывод: Костылин отказывается от побега, не верит в себя, сдается на милость врагов.
Общий вывод: Жилин борется с судьбой, не сдается и побеждает, а Костылин не умеет и не желает сопротивляться обстоятельствам, оказывается безвольным и пассивным, и вот результат: «А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».
Домашнее задание: Ответить письменно на вопрос: «Почему так по-разному сложились судьбы героев?» Прочитать рассказ А.П.Чехова «Хирургия»