Краткая биография Н.А.Римскова-Корсакова Произведения по сказочным сюжетам Опера «Сказка о царе Салтане» Учитель музыки: Гринева Л.В.
Дидактическая цель: 1. Целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе. 2. Расширить представления учащихся о связи музыки с жизнью, изобразительности и выразительности музыки на примере творчества А.С.Пушкина и Н. А. Римскова-Корсокова.
1. Воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в музыке и литературе. 2. Познакомить учащихся с музыкой русского композитора сказочника Н.А.Римскова- Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане») 3. Вызвать эмоциональный отклик на музыку Римскова-Корсакова. 4. Развивать творческие способности и творческую активность учащихся.
Родился Николай Андреевич в городе Тихвине, Ленинградской области. Дом его родителей стоял на высоком берегу реки Тихвинки, а вокруг был большой сад, за которым начинались бескрайние поля. Когда он был маленький, в семье его любя называли Ника. Родители Ника были большими любителями музыки и с шести лет обучали своего сына игре на фортепиано; в восемь лет он уже проявил композиторские способности.
Однако для него была избрана профессия моряка, поскольку в семье Римских-Корсаковых из поколения в поколение мужчины служили на флоте. В 12 лет его перевозят в Петербург и отдают учиться в Морской кадетский корпус. Николай самостоятельно изучает музыку и пробует сочинять. Окончив учебу в Морском кадетском корпусе, он отправляется в кругосветное путешествие. Ушел в плавание мальчиком, а вернулся взрослым человеком. Теперь мы будем называть его Николаем Андреевичем.
«Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живет ручная, Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд; Слуги белку стерегут» Какая это музыка по своему характеру? (танцевальная, веселая, грациозная, ласковая, озорная, теплая, светлая, игривая, задорная, бойкая, прыгучая)
«Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, 33 богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор» Как вы можете охарактеризовать этот музыкальный образ? (грозный, торжественный, мужественная, величавый, гордый, напористый, широкий, взволнованный, решительный).
«За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь- то говорит, Словно реченька журчит» Как вы можете охарактеризовать этот музыкальный образ? (спокойный, волшебный, ласковый, задумчивый, легкий, светлый, прозрачный, мечтательный). Музыка подчеркивает её необыкновенную грациозность, красоту и великолепие.
А какие еще превращения были в сказке? В кого превращался молодой князь? «Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал; Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корму - и в щель забился». Композитор написал музыку, удивительно похожую на жужжание шмеля. А что вы можете сказать о характере музыки, которую вы прослушали? (стремительная, назойливая, привязчивая, осторожная, тихая)