Д.Д.ШОСТАКО ВИЧ
Ранний период творчества Дмитрий Шостакович родился 25 сентября (12 сентября по старому стилю) 1906 года, в Санкт-Петербурге. Начал сочинять с 9 лет. В 1919 поступил в Петроградскую консерваторию, где его педагогами были по классу фортепиано А. Розанова и Леонид Владимирович Николаев (окончил в 1923) и по классу композиции М. О. Штейнберг (окончил в 1925). Ранние произведения Шостаковича «Фантастические танцы» и другие пьесы для фортепиано, скерцо для оркестра, «Две басни Крылова» для голоса с оркестром и др. отмечены влиянием школы Николая Андреевича Римского-Корсакова. Первым по-настоящему оригинальным произведением Дмитрия Шостаковича стала его дипломная работа симфония 1; после ее премьеры (Ленинград, 1926) критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке вследствие эмиграции Сергея Васильевича Рахманинова, Игоря Федоровича Стравинского, Сергея Сергеевича Прокофьева. Уже в этой юношеской партитуре проявилась склонность Шостаковича к иронии и сарказму, к внезапным, драматически насыщенным контрастам, к широкому использованию мотивов-символов, часто подвергаемых радикальной образной и смысловой трансформации.
От «Леди Макбет Мценского уезда» к симфонии 5 В 1932 Дмитрий Дмитриевич завершил работу над партитурой своей второй оперы «Леди Макбет Мценского уезда». Сюжет одноименной повести Николая Семеновича Лескова был переосмыслен Шостаковичем как драма незаурядной женской натуры в условиях несправедливого общественного устройства. Сам автор назвал свою оперу «трагедией-сатирой». В ее музыкальном языке гротеск в духе «Носа» сочетается с элементами русского романса и протяжной песни. В 1934 опера была поставлена в Ленинграде и Москве, шла под названием «Катерина Измайлова»; затем последовал ряд премьер в театрах Северной Америки и Европы. Поначалу советская критика почти единодушно оценила новую оперу Шостаковича как замечательную победу советского музыкального театра. Николая Семеновича Лескова был переосмыслен Шостаковичем как драма незаурядной женской натуры в условиях несправедливого общественного устройства. Сам автор назвал свою оперу «трагедией-сатирой». В ее музыкальном языке гротеск в духе «Носа» сочетается с элементами русского романса и протяжной песни. В 1934 опера была поставлена в Ленинграде и Москве, шла под названием «Катерина Измайлова»; затем последовал ряд премьер в театрах Северной Америки и Европы. Поначалу советская критика почти единодушно оценила новую оперу Шостаковича как замечательную победу советского музыкального театра.
Среди произведений, написанных Дмитрием Шостаковичем в течение годов, выделяются 24 прелюдии для фортепиано, концерт 1 для фортепиано с оркестром, соната для виолончели и фортепиано, а также музыка к фильму «Встречный» со знаменитой «Песней о встречном» (в 1945 ее мелодия на короткое время стала гимном ООН). В годах Дмитрий Дмитриевич работал над монументальной симфонией 4, в которой особенно ощутимо воздействие симфонизма Густава Малера, одного из его самых любимых композиторов (наряду с Бахом, Бетховеном и Модестом Петровичем Мусоргским).
Последнее двадцатилетие Эпоха «оттепели» в советской музыке символически открылась Симфонией 10 Шостаковича (1953) глубоко интимной исповедью художника, отстоявшего свое «я» в отчаянном, почти безнадежном противостоянии сталинизму. Вслед за ней в творчестве Дмитрия Дмитриевича наступил кризис, продлившийся несколько лет. Даже лучшие его произведения середины 1950-х годов «Праздничная увертюра» для оркестра (1954), музыка к фильму «Овод» со знаменитым «Романсом» (1955), струнный квартет 6 (1956) написаны в облегченном стиле. Творчество Шостаковича последнего двадцатилетия его жизни неоднородно и неоднозначно. И хотя несколько конъюнктурный характер носят созданная в 1957 симфония 11 «1905 год» (Ленинская премия, 1958), симфония 12 «1917 год», посвященная памяти Ленина (1961), симфоническая поэма «Октябрь» (1967), цикл хоровых баллад «Верность» (1970), все же и в этих произведениях Дмиртию удавалось оставаться Шостаковичем. А в произведениях на стихи Евгения Александровича Евтушенко симфонии 13 для баса и мужского хора с оркестром (1962) и вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (1964) проступали явные черты свободомыслия.
Но истинный масштаб позднего Шостаковича проявляется прежде всего в удивительной серии автобиографических партитур, каждая из которых представляет собой опыт прощания с прожитой, исчерпавшей себя жизнью. Эту серию скорбных «авто эпитафий» составляют струнный квартет 8 (1960), симфония 14 для сопрано, баса и камерного оркестра на стихи Гийома Аполлинера, Райнера Марии Рильке, Вильгельма Карловича Кюхельбекера и других поэтов (1969), симфония 15 (1971), струнный квартет 15 (1974), сюита на слова Буонарроти Микеланджело для баса и фортепиано или оркестра ( ), соната для альта и фортепиано (1975, последнее сочинение Шостаковича). Во всех названных произведениях Шостаковича широко используются мотивы-символы, в функции которых порой выступают цитаты из более ранних партитур самого композитора или из музыки других авторов. Отчаяние, протест, трагическая отрешенность определяют эмоциональный климат струнных квартетов 7 (1960) и 9-14 ( ), сонаты для скрипки и фортепиано (1968), вокальных циклов на стихи Александра Александровича Блока (1967) и Марины Ивановны Цветаевой(1973), концертов для виолончели с оркестром (1959, 1966), концерта 2 для скрипки с оркестром (1967). Тогда же был написан ряд произведений юмористического характера («Сатиры» на стихи Саши Черного, 1960, 5 романсов на слова из журнала «Крокодил», 1965, «4 стихотворения капитана Лебядкина» на слова из романа «Бесы» Федора Михайловича Достоевского, 1974).
Работу выполнила : Попок Анжелика