ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ( Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г ) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Примерные требования к программам дополнительного образования детей включают в себя требования К содержанию дополнительных образовательных программ. К структуре программы. К оформлению и содержанию структурных элементов программы.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Целями и задачами программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 1. ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно- национальным особенностям регионов; - соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); - направленностям программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной); - современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного бучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г ДОЛЖНО БЫТЬ НАПРАВЛЕНО НА: - создание условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры; - целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; - укрепление психического и физического здоровья ребенка; - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 1. Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Оформление и содержание структурных элементов программы. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Оформление и содержание структурных элементов программы. 1. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ: -наименование образовательного учреждения -где, когда и кем утверждена программа -название программы -возраст детей, на которых рассчитана программа -срок реализации программы -ФИО, должность автора(ов) программы -название города, населенного пункта, в котором реализуется программа - год разработки программы.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Оформление и содержание структурных элементов программы. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Оформление и содержание структурных элементов программы. 2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: - направленность программы - новизна, актуальность, педагогическая целесообразность - цель и задачи программы - отличительные особенности данной программы от уже существующих программ - возраст детей, участвующих в реализации данной программы - сроки реализации программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) - формы и режим занятий - ожидаемые результаты и способы определения результативности - формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Оформление и содержание структурных элементов программы. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Оформление и содержание структурных элементов программы. 3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Оформление и содержание структурных элементов программы. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Оформление и содержание структурных элементов программы. 4. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА: - краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Оформление и содержание структурных элементов программы. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Оформление и содержание структурных элементов программы. 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и др.). - рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д. - дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы т.д.
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Оформление и содержание структурных элементов программы. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г Оформление и содержание структурных элементов программы. 6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ Протокол педагогического совета Директор ГОУ МО ЦРТДЮ _____ от ______2011 г. _____________И.О. Фамилия «___» ____2011 г. М. П. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Студия «Юный дизайнер» Возраст обучающихся 7-9 лет Срок реализации 2 года Составитель (или автор): Ф.И.О., педагог дополнительного образования Москва 2011 Методические рекомендации Вариант оформления ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА Методические рекомендации Вариант оформления ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Введение – краткая характеристика предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной образовательной программы Направленность программы: -Название направленности должно соответствовать установленному перечню направленностей программ; - направленности должны соответствовать название программы, ее цель, задачи, содержание
Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ 2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность Новизна предполагает: новое решение проблем дополнительного образования, новые методики преподавания, новые педагогические технологии в проведении занятий, нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д. Актуальность – ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа. Педагогическая целесообразность подчеркивает важность взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития: - дается аргументированное обоснование педагогических действий в рамках программы, а конкретно, в соответствии с целями, задачами, выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности и организации образовательного процесса.
Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ 2.3. Цель и задачи программы Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который можно достичь к определенному моменту времени; - описание цели должно содержать в себе указание на виды деятельности обучающихся и отражать развитие их личностных качеств, а также общих и специальных способностей. Задачи – это пути, способы поэтапного достижения цели, т.е. тактика педагогических действий; - должны соответствовать цели и подразделяться на группы – обучающие, развивающие, воспитательные
Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ 2.4. Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ: -описать наличие предшествующих аналогичных программ и отличие данной программы от программ других авторов, чей опыт был использован и обобщен; - указать, как в данной программе расставлены акценты, какие выбраны приоритетные направления
Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ 2.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы - для какой категории детей предназначена программа, степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данной предметной области, наличие способностей, физическое здоровье и т.д.; - какому возрасту адресована программа (возраст обучающихся от начала до окончания срока обучения), краткая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей, занимающихся в объединении; - наполняемость группы (количество обучающихся определяется в соответствии с уставом учреждения и санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности); - состав групп (одного или разных возрастов); - условия приема детей (например, система набора на основании результатов тестирования, собеседования и др. формы).
Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ 2.6. Сроки реализации программы: -временные границы, на сколько лет рассчитана программа; - этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе; - количество часов на каждый год.
Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ 2.7. Формы и режим занятий. Формы организации деятельности обучающихся – индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия – словесные, наглядные, практические. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей – объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские. Занятия по типу могут быть комбинированными, теоретическими, практическими, диагностическими, лабораторными, контрольными, репетиционными и др. Режим занятий: продолжительность и количество занятий в неделю. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа. При этом следует указать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.
Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ 2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Ожидаемый (прогнозируемый) результат – это конкретная характеристика знаний, умений и навыков, которыми овладеет обучающийся; - должен соотноситься с целью и задачами обучения, развития, воспитания; - в программе рекомендуется прописать конкретные знания, умения и навыки воспитанников по итогам каждого года обучения; - выделить прогнозируемые результаты воспитания и развития ребенка.
Способы определения результативности: указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимся содержанием программы: - педагогическое наблюдение, - педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, зачетов, активности обучающихся на занятиях, - мониторинг. Виды контроля – начальный или входной, текущий, промежуточный, итоговый. Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы. Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ 2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ 2.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ Методические рекомендации к оформлению ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ 2.9. Формы подведения итогов реализации программы: – опрос, зачет, экзамен, эссе, контрольное занятие, самостоятельная работа, презентация творческих работ, коллективный анализ работ, концерт, выставка, конкурс, соревнование, самоанализ и др.; - документальные формы подведения итогов реализации программы – дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио обучающихся и др.
Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА - Оформляется в виде таблицы. - Составляется на каждый год обучения и должен отражать его особенности. - Обозначаются основные разделы и темы (не нужно превращать в поурочное планирование). - Практическая деятельность детей на занятиях должна преобладать над теорией. - Закладываются часы на вводное занятие; концертную, выставочную или соревновательную деятельность; мероприятия воспитывающего и познавательного характера; итоговое занятие, отчетное мероприятие. - Итоговое количество часов в год зависит от количества занятий в неделю и их продолжительности. - Формула расчета годового количества часов: количество часов в неделю умножается на продолжительность учебного года – 36 недель. Иной расчет часов в УТП необходимо обосновать. - Расчет количества часов ведется на одну учебную группу (или на одного обучающегося, если это программа индивидуального обучения)
Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА п/п Наименование разделов, тем Теория Практическ ие занятия Всего 1. Вводное занятие……… 2.2. Раздел I: «…»……… 2.1. Тема 1: «…»……… 2.2. Тема 2: «…»……… …………… 4. Концертная деятельность ………. 5. Итоговое занятие……… Итого:…часов
Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА Методические рекомендации к оформлению УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА Расчет количества часов В неделюВ год
Методические рекомендации к оформлению СОДЕРЖАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА Методические рекомендации к оформлению СОДЕРЖАНИЯ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА - Раскрывается в именительном падеже. - Указать название темы (нумерация, количество и название разделов и тем должно совпадать с перечисленными разделами и темами УТП). - Телеграфным стилем перечисляются все вопросы, которые раскрывают тему. - Указываются основные теоретические понятия (без описания) и практическая деятельность обучающихся на занятии. - При включении в программу экскурсий, досуговых и массовых мероприятий в содержании указывается тема и место проведения экскурсии, мероприятия.
Методические рекомендации к оформлению МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методические рекомендации к оформлению МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ: Методическое обеспечение: - Учебной работы педагога (методика контроля усвоения обучающимися учебного материала; методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся; авторские методики проведения занятий по конкретной теме). - Воспитательной работы педагога (методика формирования детского коллектива; методика диагностики межличностных отношений в коллективе; методика организации воспитательной работы). - Работы педагога по организации учебного процесса (методика комплектования учебной группы; методика анализа результатов деятельности). - Массовой работы (методика организации и проведения массового мероприятия; план и методика проведения родительского собрания; сценарные планы).
Учебные пособия, дидактические материалы, применяемые на занятиях, глоссарий и др. материалы. Материально-техническое обеспечение программы: сведения о помещении, оборудовании, требования к специальной одежде обучающихся. Методическое обеспечение программы может быть представлено в форме таблицы Методические рекомендации к оформлению МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методические рекомендации к оформлению МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Раздел или тема программы Формы занятий Приемы и методы организации образовате льного процесса Дидактичес кий материал Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов
Методические рекомендации к оформлению СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ Методические рекомендации к оформлению СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ Составляется несколько списков: - список литературы, использованной при написании программы; - список литературы, рекомендованной педагогам для освоения данного вида деятельности; - список литературы, рекомендованной обучающимся для успешного освоения данной программы; - список литературы, рекомендованной родителям в целях расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании детей.
Методические рекомендации к оформлению СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ Методические рекомендации к оформлению СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ Списки литературы должны содержать перечень изданий, в том числе опубликованных за предыдущие 5 лет: - по общей педагогике, - по методике данного вида деятельности; - по методике воспитания - по общей и возрастной психологии; - по теории и истории выбранного вида деятельности; - опубликованные учебные, методические и дидактические пособия. Составляется по ГОСТ 71 – 2003.