Формы внеклассной работы
Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В. П. Созонов)
Цели: 1. Создание условий для становления и проявления индивидуальности обучающегося, его творческих способностей. 2. Обогащение обучающегося знаниями о природе, обществе, человеке. 3. Формирование эмоционально- чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка. 4. Формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.
Основные компоненты классного часа. Целевой Целевой Содержательный Содержательный Организационно- деятельный Организационно- деятельный Оценочно-аналитический Оценочно-аналитический
Технологические аспекты организации: составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год; составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год; уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения; уточнение темы и цели классного часа, выбор формы проведения; определение времени и места проведения классного часа; определение времени и места проведения классного часа; определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа; определение ключевых моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа; подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме; подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление по теме; определение участников подготовки и проведения классного час; определение участников подготовки и проведения классного час; распределение заданий между участниками и группами; распределение заданий между участниками и группами; проведение классного часа; проведение классного часа; анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению
Типы классного часа: Нравственный классный час Цели: 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов 2. Изучение,. осмысление и анализ нравственного опыта поколений 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников 4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.) Нравственный классный час Цели: 1. Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов 2. Изучение,. осмысление и анализ нравственного опыта поколений 3. Критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и одноклассников 4. Развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать т. з и уважать чужую т. з., и др.) Тематический классный час Цели: 1. Развивать кругозор учащихся 2. Способствовать духовному развитию учащихся Тематический классный час Цели: 1. Развивать кругозор учащихся 2. Способствовать духовному развитию учащихся Информационный классный час Цели: 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района. 2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения 3. Формирование своего отношения к происходящему 4. Развитие исследовательских умений Информационный классный час Цели: 1. Формирование у учащихся сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района. 2. Применение знаний, полученных на уроках истории и граждановедения 3. Формирование своего отношения к происходящему 4. Развитие исследовательских умений Интеллектуально-познавательный классный час Цели: 1. Развивать познавательный интерес учащихся 2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности Интеллектуально-познавательный классный час Цели: 1. Развивать познавательный интерес учащихся 2. Развивать умение осознавать свои индивидуальные возможности
Формы проведения: Классное собрание Классное собрание Час общения Час общения Воспитательный час Воспитательный час Экскурсия Экскурсия Тематическая лекция Тематическая лекция Встречи с интересными людьми Встречи с интересными людьми Викторины Викторины КВНы КВНы Игры-путешествия Игры-путешествия Тренинги Тренинги Читательские конференции Читательские конференции Театральные премьеры Театральные премьеры
Классное собрание: распределяет поручения; распределяет поручения; избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива; избирает старосту, представителей в органы ученического коллектива; слушает доклады учеников о выполнении поручений. слушает доклады учеников о выполнении поручений.
Формы часа общения: Беседа Беседа Дискуссия (диспут) Дискуссия (диспут) Сюжетно-ролевая игра – форма КТД Сюжетно-ролевая игра – форма КТД Устный журнал Устный журнал Социально-культурный проект Социально-культурный проект
Методика проведения ролевой игры: определение проблемы, выбор ситуации; определение проблемы, выбор ситуации; распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения; распределение ролей и обсуждение позиции и вариантов поведения; проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение; проигрывание ситуации (допустимо даже несколько раз), чтобы найти эффективное решение; обсуждение ситуации участниками. обсуждение ситуации участниками.
Классный час. В нашем понимании это не какая-то определённая форма работы, а час классного руководителя. (М. Л. Маленкова)