Урок- игра как форма и средство повышения мотивации учащихся Учитель географии МБОУ Школа 90 Бурмакина Евгения Петровна
«Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной» Я.Корчак
Актуальность: Связь с переходом на ФГОС второго поколения через активное развитие личностных и метапредметных результатов
ЦЕЛЬ: создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках
ЗАДАЧИ: Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие умений и навыков; развитие трудовых навыков. Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности. Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
Игровое обучение это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Классификация игр
Требования к подбору игр : Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Функции игры: Обучающая- развитие общих умений и навыков (память, внимание, восприятие); Развлекательная- создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока в увлекательное приключение; Коммуникативная- объединение учеников и учителя, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения; Релаксирующая- формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения; Функция самовыражения- стремление ребёнка к познавательной деятельности.
Влияние различных типов заданий на развитие познавательных процессов учащихся Уровни Типы заданий Познавательные процессы Репродуктивный Чайнворды, кроссворды, ребусы Мышление, память, внимание Игра «термин-понятие»Память, внимание Рассказ с ошибками Внимание, память Частично-поисковый Составление логических цепочек Внимание, логическое мышление Узнавание объекта (по контуру, фрагменту карты, по описанию) Внимание Путешествие Внимание, память, мышление, воображение Исследовательский Решение задач Внимание, логическое мышление Составление образа территории Внимание, память, логическое мышление, воображение
« Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский.