1 «УМНИК» Вовлечение молодежи в инновационное предпринимательство Филипчук Виктор Владимирович 2015 г.
2 Фонд содействия инноваций Денежный поток время Стадия СТАРТ- АП Ранни й рост Выход на международный рынок Предпосевное финансирование IPO «Долина смерти» Национальная ассоциация Бизнес-ангелов РИИ ММВБ Расширение Внешэкономбанк РОСНАНО РВК Посевные фонды Инновационные инфраструктуры ФРИИ
3 Фонд был создан в 1994 году и стал первым государственным институтом развития, оказывающим поддержку малым инновационным предприятиям в научно-технической сфере. За 21 год деятельности Фонд рассмотрел свыше заявок, профинансировал более инновационных проектов, содействовал созданию более компаний, поддержал более 600 проектов предприятий, созданных при образовательных и научных учреждениях. Фонд не претендует ни на долю в уставном капитале, ни на возврат денег от профинансированных предприятий. Бюджетные средства, вложенные Фондом в проекты малых инновационных компаний, возвращаются в бюджеты различных уровней за счет прироста налоговых платежей в течение 3-4 лет. Задача Фонда формирование потока качественных проектов для дальнейшей поддержки. Фонд является одним из основных элементов национальной инновационной системы
4 География работы Фонда На начало 2015 года представительства Фонда действовали в 68 регионах России. Задача Представительства (ООО «Инновация») – информирование общественности о деятельности Фонда, содействие предприятиям в подготовке заявок по программам «Старт», «Развитие», «Коммерциализация», и т.д. предоставление Фонду информации о предприятии- заявителе, осуществление контроля за ходом выполнения проектов. Проведение финального мероприятия по программе «УМНИК». Создание и деятельность Регионального экспертного жюри в Республике Коми. 3 апреля 2012 года подписано соглашение между правительством Республикой Коми и Фондом.
5 «УМНИК» – грант «УМНИК» единственная в стране массовая программа выявления и поддержки молодых ученых, стремящихся к самореализации через инновационную деятельность. Студенты и аспиранты вузов, молодые ученые академических и отраслевых НИИ, сотрудники инновационных предприятий проходят несколько стадий отбора, где представляют научные разработки экспертам. Программа существует в РФ с 2007 г. За это время в ней приняли участие более 70 тысяч человек, более 12 тысяч стали победителями. В Республики Коми участие приняли более 600 человек, 67 стали победителями. Участники Программы: физические лица от 18 до 28 лет включительно, являющиеся гражданами РФ, каждый победитель программы получает 200 тысяч рублей в год на проведение НИР по своей тематике в течении 2 лет.
6 Направления поддержки по программе
7 Дорожная карта
8 Организация экспертной работы: При Центре «Инновация» создано Экспертное жюри. В его состав вошли научные деятели, представители государственных, общественных и бизнес-структур. Некоторые из них: Консультант Сектора легкой промышленности и машиностроения министерства развития промышленности и транспорта РК – Василий Гончаров Проректор по программам развития и инновационной деятельности СыктГУ, к.э.н. – Наталья Михальченкова Директор ИТНИТ СыктГУ, к.ф-м.н. – Владимир Миронов Проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «УГТУ», д.т.н., профессор – Ягубов Эмин Директор Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова, к.э.н. – Дмитрий Беляев Заместитель директора по научным вопросам Институт биологии КНЦ УрО РАН, к.б.н. – Иван Чадин Доцент кафедры медико-биологических дисциплин Коми филиала КГМА, к.м.н. – Константин Шумихин Старший научный сотрудник ФГБУ науки Института химии КНЦ УрО РАН к.х.н. – Петр Ситников и другие. Экспертное жюри
9 Для большинства участников Программа «УМНИК» является первым шагом на пути привлечения финансирования для реализации инновационных идей. Выступая на конкурсах Программы, молодые инноваторы получают ценный опыт защиты своих проектов. В процессе обсуждения и ответов на вопросы экспертов формируются навыки убеждения слушателей в актуальности и научной новизне представленных научно-технических разработок, а также перспективности их дальнейшей коммерциализации.
10 Структура презентации 1. Актуальность идеи (проблематика) 2. Предлагаемое решение (Конечный продукт) 3. Обоснование научной новизны проекта 4. Техническая значимость (преимущества перед существующими аналогами) 5. Перспектива коммерциализации результата НИОКР (Сферы применения и конкретный потребитель) 6. План реализации проекта 7. Защита прав на интеллектуальную собственность 8. Партнеры, заинтересованные организации В самом начале следует определить название Вашей конкурсной работы, а также направление инновационного проекта.
11 1. Актуальность идеи (проблематика) Обозначьте наличие и уровень существующей проблемы, на решение которой направлена Ваша идея. Идея, сформулированная в проекте, должна иметь значение для решения современных проблем и задач как в отдельном регионе, так и в России в целом.
12 2. Предлагаемое решение Сформулируйте предлагаемое Вами решение (Ваш конечный продукт), дайте информацию по продукту, который Вы будете создавать и реализовывать. Используйте фотографии продукта и/или схемы, поясняющие ключевые инновационные моменты продукта. Отметьте предполагаемую реализацию полученного в результате работы продукта. Например: -создание нового предприятия по производству инновационной продукции; -организация производства инновационной продукции на действующем предприятии; -техническое перевооружение действующего предприятия по производству инновационной продукции; - другое (указать, что именно).
13 3. Обоснование научной новизны проекта Приведите обоснование научной новизны Вашей идеи, отразите научные исследования, в результате которых она возникла, а также условия, необходимые для её реализации. Поясните, имеете ли Вы доступ к оборудованию для проведения НИОКР, экспериментальную базу для проведения испытаний. Какой научно-технический задел по проекту имеется на данный момент.
14 4. Техническая значимость Раскройте техническую значимость Вашей идеи (преимущества перед существующими аналогами), представьте сравнительный анализ Вашего продукта с существующими аналогичными способами решения проблемы, обозначьте Ваши преимущества и недостатки, отметьте, в чем проявляется решающее влияние Вашей идеи на современную технику и технологии.
15 5. Перспектива коммерциализации результата НИОКР Обозначьте перспективы коммерциализации результата НИОКР (потенциальные сферы применения и конкретный потребитель), представьте результаты оценки рынка для создаваемого продукта. Обозначьте потенциального потребителя, наличие рисков коммерциализации и мер их снижения, наличие конкурентов, дайте информацию о ценах на Ваш продукт и на продукцию конкурентов, укажите себестоимость Вашего продукта, объем рынка.
16 6. План реализации проекта Представьте план реализации Вашей идеи в конечный продукт, т.е. от начальной стадии (идеи) до готового продукта (работоспособной технологии) с указанием временных и финансовых затрат. Кратко обозначьте направление использования инвестиций. Также важно четко понимать сроки превращения идеи в конечный продукт и выхода его на рынок.
17 7. Защита прав на интеллектуальную собственность Обозначьте что необходимо защитить в Вашем проекте (патент на - способ, полезную модель, изобретение, промышленный образец; свидетельство, лицензирование, сертификация). На кого будут оформлены права на ИС. Если есть уже какие либо документы подтверждающие Ваши права на ИС - приведите на слайде.
18 8. Партнеры, заинтересованные организации Укажите кому потенциально интересен Ваш проект, кто готов оказать поддержку его развитию, кто готов предоставить дополнительные ресурсы (оборудование, финансы, помещение, комплектующие, образцы). При наличии продемонстрируйте имеющиеся намерения в виде письма от организации.
19 Критери 2.1. Критерии отбора 1. Научная новизна. Предлагаемая идея должна быть новой, впервые сформулированной именно самим участником конкурса. В проекте должны быть отражены научные исследования, в результате которых возникла идея, а также условия, необходимые для ее реализации. 2. Актуальность идеи. Идея, сформулированная в проекте, должна иметь значение для решения современных проблем и задач как в отдельном регионе, так и в России в целом. 3. Техническая значимость продукции или технологии. Идея, сформулированная в проекте, должна быть технически значимой, т.е. должна оказывать решающее влияние на современную технику и технологии.
20 Критери 2.1 Критерии отбора 4. План реализации идеи в конечный продукт, т.е. от начальной стадии (идеи) до готового продукта (работоспособной технологии). 5. Перспектива коммерциализации результата НИР. Потенциальный будущий продукт должен иметь возможность внедрения на рынок, промышленную применимость и конкретного потребителя. Данный критерий должен оценить, как участник изучил рынок для создаваемого продукта, изучил портрет потенциального потребителя, изучил наличие рисков коммерциализации и мер их снижения.
21 6. Оценка своих возможностей. Данный критерий оценивает, правильно ли участник представляет пути и способы защиты своих прав (в том числе, на интеллектуальную собственность), наличие желания создать собственное предприятие, имеющийся задел на пути реализации проекта (оборудование для проведения НИР, контакты и договоренности с потенциальными партнерами, наличие возможности привлечения дополнительных инвестиций). 7. Увлеченность идеей. Личность выступающего и качество представления играет большую роль в положительном восприятии проекта в целом. По тому, как выступает докладчик, можно оценить, является ли он автором идеи, либо, например, пересказывает отдельные положения из диссертации научного руководителя. Критери 2.1 Критерии отбора
22 Дорожная карта
23 Спасибо за внимание! Адрес: , РК, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 11. Тел.: +7 (912) Сайт: Сайт:
24