МДОУ «Детский сад 122 комбинированного вида» Художественная литература как средство формирования социально- нравственного поведения детей дошкольного возраста Воспитатель: Горелова Марина Николаевна Саранск 2015
«Литература, поэзия - источники прекрасных образов, чувств, мыслей, которыми мы вместе с детьми можем восхищаться, и которые дают много импульсов для жизни и творчества. Среди всего этого мы честно должны выбирать то, что нас не оставляет безразличными, тогда дети скорее что-то услышат, увидят и почувствуют» В.А Сухомлинский.
Актуальность За последние несколько лет в нашей стране произошли большие перемены. Развитие информационно-компьютерных технологий постепенно вытесняет из нашей жизни книги. Родители не осознают важности вопроса приобщения ребёнка к чтению художественной литературы и не уделяют чтению должного внимания. Современные малыши в основном заняты просмотром мультфильмов по телевизору или проводят свой досуг за компьютером. У детей отсутствует интерес к книгам. Они не имеют представления о значении книги в жизни человека. И, как правило, дети имеют бедный словарный запас, плохо владеют навыками составления рассказа.
Цель: Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы (сказок).
Задачи: Воспитательные Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору. Приобщить детей к истокам народной культуры. Воспитывать эстетический и художественный вкус. Развивающие. Содействовать развитию речи детей. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и др. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором. Обучающие. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения. Знакомить детей с художественной литературой. Расширять представления об окружающем мире. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
Этапы работы с детьми: Чтение художественной литературы.
Рассматривание иллюстраций в книгах.
Театрализованная деятельность. «Лесная аптека»
«Золушка» «Дюймовочка»
«Волк и семеро козлят» «Теремок» «Лисичка со скалочкой»
Экскурсия в библиотеку.
Выставка детских работ «Ассорти сказок»
Работа с родителями.
Книга учит добро понимать, О поступках людей рассуждать, Коль плохой, то его осудить, Ну, а слабый – его защитить, Дети учатся думать, мечтать, На вопросы ответ получать. Каждый раз что-нибудь узнают, Окружающий мир познают. ( А. Лесных)
Спасибо за внимание!