Содержание, методы и формы работы с одарёнными детьми Открытия начинаются там, где кончается знание учителя и начинается знание ученика. К.А. Федин
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. основная задача – способствовать развитию каждой личности установить уровень способностей и их разнообразие уметь правильно осуществлять их развитие ВАЖНО!
причины изучения одарённости система образования требует от детей не только определённого объёма знаний готовность к переменам, к творчеству Первое условие развития творческих способностей – раннее начало.
развитие внутреннего деятельностного потенциала ребёнка, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!
ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ рамками каждой дисциплины Непрерывным обучением Самоценностью процесса
А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Для оптимального развития специальные планы работы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одарённого учащегося используется стратегия ускорения быстрое продвижение стратегия обогащения (углубления) большие возможности развития мышления креативность умение работать самостоятельно
методы -исследовательский - частично-поисковый; - проблемный; - проективный. Формы -классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; - консультирование по возникшей проблеме; - научные кружки, общества; - дискуссия; - ТРИЗ; - игры.
Внеурочная работа Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одарённых учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы. Очень важны различные конкурсы и викторины, словесные игры и забавы, проекты по различной тематике, ролевые игры, индивидуальные творческие задания, продуцирование.
Система работы: выявление ребёнка в детском коллективе (анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.) Согласование действий с родителями ученика, администрацией составление плана работы с одарённым ребёнком подводятся итоги работы, и в план работы вносятся соответствующие коррективы
Выбор форм и методов зависит от: - вида одарённости; - возраста ребёнка; - социального статуса семьи ребёнка; - уровня одарённости; - активности самого ребёнка; - профессиональной подготовки педагога;
ученица 3 класса Лашковская Алёна заняла 2-е место в районной олимпиаде по белорусскому языку, ученица 4-го класса Сидорчик Елена также – 2-е место по белорусскому языку, а ученик 4-го класса Боровик Александр стал победителем олимпиады по курсу «Человек и мир». Законченность и результативность Прогнозирование
Главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.