Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 130 «Деснянские звёздочки»,г.Брянск «Реализация требований ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде ДОУ» Подготовил : старший воспитатель Котикова Е.В.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…» Е.И. Тихеева
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: Система отношений ребенка к миру, другим людям, к себе самому Характер взаимодействия со взрослыми Характер взаимодействия со взрослыми Характер взаимодействия с другими детьми Предметно- пространственная развивающая среда Предметно- пространственная развивающая среда Аспекты образовательной среды Аспекты образовательной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) должна быть: содержательно-насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной
Создавая развивающую предметно-пространственную среду, учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду : системна и отвечает целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры; инициирует деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой; учитывает специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности(общения, предметной деятельности, игры, так и других возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту); наряду с консервативными компонентами имеет часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, способы, образы, что обогащает как саму детскую деятельность(игру, конструирование), так и развитие детей в ней.
Модель макета – компонент предметно-пространственной среды «Улица нашего города» «Лето в нашем городе»
«Отдых за городом»
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии требованиям ФГОС: Принцип дистанции, позиции при взаимодействии; Принцип учёта половых и возрастных различий детей Принцип открытости-закрытости; Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; Принцип комплексирования и гибкого зонирования; Принцип стабильности, динамичности; Принцип активности, самостоятельности, творчества;
Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ
Развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. При её организации в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех участников образовательного процесса.
Спасибо за внимание!