подготовка научно-педагогических кадров
Начало учебного года: Очная форма обучения с 1 сентября Заочная форма обучения с 1 декабря
С г. обучение в аспирантуре это: Проведение учебных занятий по дисциплинам учебного плана (включая каникулы) Проведение научных исследований и подготовка научно- квалификационной работы (диссертации) Педагогическая практика на кафедре Промежуточная аттестация (кандидатские экзамены) Государственная итоговая аттестация (ГИА): гос.экзамен + защита научного доклада (результатов готовой научно-квалификационной работы – диссертации) В результате обучения в аспирантуре: приобретаются навыки исследовательской и педагогической деятельности (выдается диплом о высшем образовании, квалификация исследователь. преподаватель-исследователь) готовится научно-квалификационная работа – диссертация, которая может быть вынесена на защиту в диссертационный совет в целях получения диплома кандидата наук
Первоочередные шаги аспиранта после зачисления в аспирантуру: 1)Уточнить в аспирантуре свои контактные данные: адрес, телефон 2)Ознакомиться с расписанием занятий на семестр (на стенде в академии, на сайте) 3)Подойти на кафедру и согласовать с заведующим кафедрой кандидатуру научного руководителя (в соответствии с тематикой научного исследования) 4)С научным руководителем сформулировать тему научного исследования; вынести тему на утверждение заседанием кафедры. НЕ ПОЗДНЕЕ 3 месяцев с момента зачисления аспиранта, тема его научного исследования должна быть передана в аспирантуру и утверждена приказом ректора 5) Заполнить Индивидуальный план, который обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей уровня готовности и тематики научно-исследовательской работы обучающегося составляется на каждый семестр, хранится на кафедре
Аспирант должен: ПРОВЕРЯТЬ СВОЙ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК, указанный в контактах аспирантуры и своевременно отвечать на письма от аспирантуры СЛЕДИТЬ ЗА ОБНОВЛЕНИЕМ и ПОПОЛНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИИ на странице аспирантуры на сайте РГАИС: разделы: УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС и НАУЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ сообщать в отдел аспирантуры о публикациях научных трудов, о призах, наградах, других поощрениях за научные труды, выступлениях на научных конференциях и т.п. Своевременно вносить оплату за обучение. Сканированные копии платежных поручений об оплате направлять на электронную почту аспирантуры или передавать в отдел
Учебная программа аспирантуры Базовая часть (обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом Иностранный язык (деление на группы ) ГИА (гос.экзамен+ представление научного доклада подготовленной диссертации) История и философия науки Вариативная часть (направлена на расширение и углубление компетенций) Дисциплины по профилю обучения, направленные на формирование необходимых для получения квалификации компетенций (установлены ФГОС по направлению подготовки) осуществление комплекса научно-исследовательской деятельности + педагогическая практика
УЧЕБНАЯ РАБОТА: посещение уч.занятий согласно расписанию(вечер, с 19 ч) По утвержденному календарному графику аспиранты осваивают учебную программу аспирантуры, включающую: Наименование разделов и дисциплин (модулей) Блок 1 «Образовательные дисциплины (модули)» Базовая часть (завершаются сдачей кандидатских экзаменов) История и философия науки (1,2 годы обучения – далее г.о.) Иностранный язык ((1, 2 г.о.) Вариативная часть (завершаются сдачей зачетов и экзаменами по профильным дисциплинам) Дисциплины профиля (у каждого направления подготовки свои, подробнее см «Уч.план») (1, 2, 3 г.о.) Методика преподавания в высшей школе (1 г.о.) Методика проведения научных исследований (1,2 г.о.) Методика организации научных семинаров (1,2 г.о.) Методология диссертационного исследования (3 г.о.) Общая трудоемкость 1080 часов
Для допуска к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки» необходимо подготовить реферат по разделу «История науки» (по историческому аспекту темы диссертационного исследования). Тему реферата аспирант согласовывает с научным руководителем и преподавателем, который читает дисциплину «История и философия науки». Реферат сдается в аспирантуру в бумажном виде с подписью научного руководителя (на титульном листе он ставит свою визу и дату) не позднее, чем за 1 месяц до проведения кандидатского экзамена Кандидатские экзамены 1. История и философия науки
Экзамен проводится в два этапа 1. письменный перевод научного текста по специальности на русский язык (за месяц до проведения кандидатского экзамена в бумажном виде сдается своему преподавателю по ин.языку). Оценка по системе «зачтено-назначено» 2. Устный экзамен, состоит из 3 заданий: Изучающее чтение оригинального текста по специальности. Объем 2000 п.знаков. Время 45 минут. Форма проверки – передача основного содержания на иностранном языке в формате резюме. Беглое чтение оригинального текста по специальности. Объем 1000 п.знаков. Время – 2 минуты. Беседа с экзаменаторами на иностранном языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой аспиранта. Кандидатские экзамены 2. Иностранный язык
Цель – приобретение навыков педагогической деятельности в профессиональной области, в том числе на основе результатов проводимого научного исследования, включая подготовку методических материалов, учебных пособий и учебников Руководитель практики – это научный руководитель или зав.кафедрой АСПИРАНТУ следует: 1) Ознакомится ПРОГРАММОЙ педагогич.практики 2) Выработать с научным руководителем индивидуальный план прохождения практики 3) Выполнить запланированный объем работ в течение 1 и 2 года обучения 4) Представить ОТЧЕТ о прохождении педагогической практики вместе с ОТЗЫВОМ научного руководителя на решение комиссии ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА на кафедре
ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ РАБОТ Аудиторная работа: - самостоятельное проведение занятий по учебной дисциплине (лекций, семинаров, практических и лабораторных занятий); - проверка курсовых и контрольных работ студентов; - участие в приеме зачетов и экзаменов при наличии основного экзаменатора. Внеаудиторная работа: Методическая: индивидуальное планирование и разработка содержания учебных занятий, разработка учебно-методического обеспечения дисциплины (учебных программ, учебно- методических комплексов, учебных пособий, тестовых заданий, экзаменационных вопросов и проч); проектирование учебного процесса по курсу на примере одной из дисциплин. Организационная: индивидуальная работа со студентами, руководство научными студенческими исследованиями, оказание научной и методической помощи в написании курсовых и дипломных работ. Самостоятельная работа: - знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в высшей школе, - изучение опыта преподавания ведущих преподавателей, - подготовка к занятиям и анализ проведения учебных занятий. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА См подробнее ПРОГРАММУ ПРАКТИКИ
Проведение научных исследований и подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) Проведение самостоятельных научных исследований по выбранной теме подготовка и публикация научных статей и докладов в журналах ВАК и журналах, входящих в международные базы цитирования Scopus и Web of Science участие в работе научных школ кафедры, конференциях, семинарах, круглых столах и других научных мероприятиях (Дни интеллектуальной собственности – ежегодно в апреле – обязательно участие всех аспирантов!) возможности публикации в РГАИС Сборник научных работ аспирантов – 1 год обучения – публикация обязательна! Журнал РГАИС и РАО «Копирайт»
Контроль аспирантуры за учебным процессом Текущий контроль посещаемости занятий (Журнал посещаемости занятий) По сведениям от кафедр: Выполнение графика консультаций научного руководителя и аспиранта АСПИРАНТ ОБЯЗАН (не реже одного раза в месяц) информировать научного руководителя о ходе подготовки диссертации и консультироваться по вызывающим затруднение вопросам Участие аспирантов, закрепленных за кафедрой, в ее работе (выполнение педагогической практики, участие в работе научных школ, присутствие на заседания кафедры) По сведениям научного отдела Посещаемость научных мероприятий РГАИС аспирантами (РЕГИСТРАЦИЯ!) Публикация сборника научных работ аспирантов (сбор статей. Срок -до 15 мая ежегодно)
Отсутствие допуска к зачетам и экзаменам Отсутствие без уважительной причины более чем на 30% занятий Невыполнение «контрольных точек» освоения содержания дисциплины (тесты, задания, эссе, рефераты, переводы и проч) Повторная сдача кандидатского экзамена в течение одной сессии не допускается
Аттестация аспирантов. Порядок В целях оценки качества освоения программы аспирантуры за пройденный период обучения (семестр и год) и перевода на следующий год обучения аспирант аттестуется кафедрой. Аттестация аспирантов проходит : по итогам семестра (декабрь, январь) в конце учебного года (июнь) О конкретных датах аттестации за месяц до ее проведения аспирантам сообщает кафедра На аттестации аспирант кратко представляет результаты выполнения всех видов работ, предусмотренных на данный период в индивидуальном плане и в соответствии с установленными критериями аттестации аспирантов по годам обучения. Результаты выполнения работ должны быть отражены в письменном отчете аспиранта, с приложением соответствующих подтверждающих документов (статьи, участие в научных мероприятиях и проч – формируется электронное портфолио) Личное присутствие аспиранта и его научного руководителя обязательно. На аттестации присутствует заведующий аспирантурой.
Аттестация аспирантов. РЕШЕНИЯ Возможные решения, принимаемые кафедрой, по результатам аттестации: Аттестовать (работа в соответствии с установленными критериями выполнена в полном объеме); Аттестовать «условно» (работа выполнена частично; определяются мероприятия для устранения академических задолженностей по учебной работе, научно-исследовательской деятельности и педагогической практике). Для аспирантов, аттестованных с пометкой на следующей аттестации кафедра проверяет устранение аспирантом задолженностей и может: Снять пометку условно с аттестации аспиранта или Не аттестовать (отчисление).
Отчисление - Восстановление Задолженности если не устранены в обозначенные на аттестации сроки ---- отчисление Кандидатские экзамены не сданы по уважительным причинам --- возможность сдать экзамены с разрешения ректора без уважительной причины – отчисление Восстановление: при отчислении аспиранта любого курса за невыполнение программы аспирантуры и индивидуального плана последующее восстановление невозможно
Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования отсрочка от воинской службы аспирантам, обучающимся по очной форме (в соответствии с ФЗ от г. 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") - за справкой для военкомата обращаться в канцелярию государственные стипендии аспирантам очной формы обучения по госбюджету + ежегодное пособие на литературу в размере 2 х месячных стипендий (стипендия ок 2783 руб.; предоставить сведения в бухгалтерию для начисления) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации (обращаться в библиотеку) опубликование своих работ в изданиях РГАИС на бесплатной основе (обращаться в научный отдел) академический отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет в порядке, установленном федеральными законами восстановление в порядке, установленном законодательством об образовании Ежегодные каникулы продолжительностью не менее 6 недель Гарантии и компенсации, совмещающим работу и аспирантуру (ст ТК РФ) Обучающиеся по заочной форме обучения, имеют право на: дополнительные отпуска ежегодные по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50 процентов получаемой заработной платы. Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук работникам организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью 3 месяца в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях