Отдельные вопросы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита
Внутренний финансовый контроль - система встроенных бюджетных процедур и организационных мер, которые должны быть направлены в том числе на недопущение и устранение недочетов в сроках и качестве предоставляемой информации, необходимой для повышения исполнительской дисциплины, уровня исполнения бюджетного законодательства, пресечения представления неполной и недостоверной бюджетной отчетности.
1 этап. Формализуются сами бюджетные процедуры внутри бюджетной системы ГРБС, определяется, кто за что отвечает, в какие сроки нужно формировать те или иные финансовые документы. 2 этап. Формируется перечень бюджетных процедур, по которым можно установить дополнительный контроль. 3 этап. По итогам контрольных действий фиксируются факторы, мешающие качественной подготовке финансовых документов, которые впоследствии могут привести к нарушению бюджетного законодательства. 4 этап. Результаты анализируются для того, чтобы эти факторы устранить или минимизировать их количество, а следовательно, снизить риск нарушений бюджетного законодательства.
Субъекты внутреннего финансового контроля осуществляют следующие контрольные действия: - проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств; - авторизация операций, подтверждающая правомочность их совершения, например, визирование документа вышестоящим должностным лицом; - сверка данных, т.е. сравнение данных из разных источников информации (например, сверка остатков по счетам бюджетного учета с данными первичных документов по расчетам с поставщиками и подрядчиками); - сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур; - контрольные действия по изучению фактического наличия и состояния объектов имущества (денежных средств, материальных ценностей), в том числе осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, пересчет; - иные контрольные действия.
Самоконтроль Сплошной способ Проверка своей работы Карта Контроль по подчиненности Сплошной или выборочный Проверка работы подчиненных Карта Контроль по подведомственности Сплошной или выборочный Проверка подведомственных ПБС Карта Ведомственный финансовый контроль является видом контроля по подведомственности
Выездные проверки совершение по месту нахождения объекта проверки контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных операций в сфере бюджетных правоотношений, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта ведомственного контроля за определенный период. Не более 30 кал. дней (можно продлить на 15 дней) Ревизиикомплексная проверка деятельности объекта ревизии, которая выражается в проведении контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности и правильности их отражения в бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Не более 30 кал. дней (можно продлить на 15 дней) Документар ные проверки совершение по месту нахождения контрольного подразделения контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных операций в сфере бюджетных правоотношений, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности в отношении деятельности объекта проверки за определенный период. в течение 15 календарных дней Мониторингрегулярный сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур, направленный на обеспечение своевременности принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков. Ежеквартально (ежемесячно)
Организация внутреннего финансового контроля Формирование, утверждение и актуализацию карт внутреннего финансового контроля Ведение, учет и хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля Составление и представление отчетности о результатах внутреннего финансового контроля
Карта внутреннего контроля
Журнал внутреннего контроля
Отчет по внутреннему финансовому контролю Методы контроля Количество контрольных действий, проведенных проверок (ревизий) Количество выявленных недостатков (нарушений) Сумма бюджетных средств, подлежащая возмещению Сумма возмещены х бюджетных средств Количество предложенных мер по устранению недостатков (нарушений), причин их возникновения, заключений Количество принятых мер, исполненных заключений Количество материалов, направленных в органы государственного (муниципального ) финансового контроля, правоохранительные органы Самоконтроль 2. Контроль по подчиненности 3. Контроль по подведомственности в соответствии с картой внутреннего финансового контроля 4. Контроль по подведомственности в соответствии с регламентом Итого
Задача аудитора - понять, насколько велика вероятность появления нарушений в будущем, готовить рекомендации руководству о том, как избежать системных рисков, и предложения по эффективности использования средств.
Направления аудиторских проверок аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении расходов бюджета на социальное обеспечение и иные выплаты населению; аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении формирования (ведения) и исполнения бюджетных смет казенных учреждений; аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля при осуществлении полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета; аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении бюджетных инвестиций; аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации; аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления государственных (муниципальных) гарантий; аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления межбюджетных трансфертов, кредитов и обеспечения соблюдения получателями указанных трансфертов, кредитов целей и порядка, установленных при их предоставлении; аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий юридическим и физическим лицам (за исключением бюджетных и автономных учреждений) и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении; аудит эффективности системы внутреннего финансового контроля в отношении предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям и обеспечения соблюдения получателями указанных субсидий целей и порядка, установленных при их предоставлении; аудит достоверности и полноты бюджетной отчетности главного администратора бюджетных средств.
Методы аудита - инспектирование (изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов); - наблюдение (систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры); - запрос (обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки); - подтверждение (ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета); - пересчет (проверка точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета работником подразделения внутреннего финансового аудита); - аналитические процедуры
Рабочая документация а) документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу; б) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения; в) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки; г) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, изучение которых было осуществлено в ходе аудиторской проверки; д) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита; е) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения; ж) копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения; з) акт аудиторской проверки.
Система внутреннего финансового контроля надежная (эффективная) повышение эффективности использования бюджетных средств. Существенное снижение числа нарушений используемые методы контроля и контрольные действия приводят к отсутствию нарушений бюджетного законодательства
По вопросам осуществления внутреннего финансового контроля и аудита Министерством финансов Российской Федерации организован электронный почтовый ящик с адресом:
Вопрос: Обязательно ли аудит должен проводиться независимым структурным подразделением. Как быть, если численности не хватает? Ответ: - подразделение должно быть независимым. - если не хватает численности, Министерство финансов Российской Федерации рекомендует создать комиссию по внутреннему финансовому аудиту, члены которой не являются сотрудниками финансово-экономических и (или) бухгалтерских подразделений.
Вопрос: Вправе ли главный распорядитель бюджетных средств передать полномочия по осуществлению финансового контроля и финансового аудита в централизованную бухгалтерию, которая осуществляет ведение бухгалтерского учета и составление отчетности главного распорядителя бюджетных средств и его подведомственных учреждений? Ответ: Осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита – бюджетное полномочие главного администратора бюджетных средств. Передачу полномочий, кроме полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности БК РФ не предусматривает. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит подведомственных учреждений производит главный распорядитель бюджетных средств - его руководитель, заместитель или иное уполномоченное должностное лицо.
Вопрос: Вправе ли главный распорядитель бюджетных средств передать полномочия по осуществлению финансового контроля и финансового аудита в централизованную бухгалтерию, которая осуществляет ведение бухгалтерского учета и составление отчетности главного распорядителя бюджетных средств и его подведомственных учреждений? Ответ: Осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита – бюджетное полномочие главного администратора бюджетных средств. Передачу полномочий, кроме полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности БК РФ не предусматривает. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит подведомственных учреждений производит главный распорядитель бюджетных средств - его руководитель, заместитель или иное уполномоченное должностное лицо.
Вопрос: Можно ли привлекать сторонние организации для осуществления финансового контроля и финансового аудита? Ответ: Нет. Осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита – непередаваемое бюджетное полномочие главного администратора бюджетных средств. Однако по мнению Департамента бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации, ГРБС вправе привлекать исполнителей по государственным контрактам (договорам) оказания услуг в части информационно-аналитического, экспертного сопровождения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на конкурсной основе в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до соответствующего получателя бюджетных средств.
Вопрос: Применимы ли в отношении ВФА аудиторские стандарты? Ответ: На сегодня действующее законодательство не предусматривает обязательное внедрение стандартов внутреннего аудита. В порядке осуществления главным администратором бюджетных средств внутреннего финансового аудита внедрение стандартов возможно. Например, очень эффективна система внутреннего контроля и аудита на основе стандартов в Федеральном казначействе.
Вопрос: Применимы ли в отношении ВФА аудиторские стандарты? Ответ: На сегодня действующее законодательство не предусматривает обязательное внедрение стандартов внутреннего аудита. В порядке осуществления главным администратором бюджетных средств внутреннего финансового аудита внедрение стандартов возможно. Например, очень эффективна система внутреннего контроля и аудита на основе стандартов в Федеральном казначействе.
Вопрос: Какой период целесообразно проверять в подведомственном учреждении Ответ: Контроль может быть предварительным (текущим). Он должен давать своевременные сигналы руководству о наличии проблем в осуществлении подведомственными получателями средств финансово- хозяйственных операций, о ходе их решения, а также о виновных должностных лицах, допустивших нарушения. То есть контроль осуществляется с акцентом на операции текущего года, а не прошлых лет.
Вопрос: необходимо ли иметь специализированное образование и проходить аккредитацию, работая по направлению аудита? Ответ: Действующее законодательство не предусматривает обязательные требования по образованию и аккредитации аудитора. В соответствии с рекомендациями Минфина России квалификационными требованиями к руководителю подразделения ведомственного финансового контроля и должностным лицам, уполномоченным на осуществление ведомственного финансового контроля, являются: - высшее финансово-экономическое образование; - дополнительное профессиональное образование по профессиональным программам в сфере управления общественными финансами, полученное в порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими (муниципальными служащими).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ