Носаль А.П., Носаль А.П., ФГУП РосНИИВХ, г. Екатеринбург Возможные пути рационального учета региональных особенностей при нормировании воздействия на водные объекты
Проблемы нормирования Применение/неприменение в нормировании регионального фона. Недоучет типа водного объекта (болото, временный водоток, искусственный водный объект, пр.) Практическй приоритет рыбохозяйственных ПДК без учета фактического рыбохозяйственного статуса (отсутствие таксации).
Базовым вопросом в нормировании является величина используемого норматива качества воды, при котором обеспечивается как нормальное функционирование гидроэкосистем, так и социально-экономических структур, связанных с использованием водных ресурсов конкретного водного объекта.
Ст.21 7-ФЗ Нормативы качества окружающей среды ………………………………….. 3. При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно- антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
В качестве нормативов качества воды используются рыбохозяйственные ПДК; гигиенические ПДК; ориентировочно допустимые уровни (ОДУ) и ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ); нормативы ПДК для веществ двойного генезиса на основании естественного фона
«Методические указания НДВ»: Для природных водных объектов, которые подверглись изменениям, приведшим к существенному изменению их основных характеристик (гидрологических, морфометрических, гидрохимических и др.), и восстановление исходного природного состояния которых невозможно или неприемлемо по социально- экономическим причинам … как нормативы качества могут использоваться целевые показатели качества воды, характеризующие состав и концентрацию химических веществ, микроорганизмов и другие показатели качества воды в водных объектах, которые устанавливаются с учетом природных особенностей бассейна, условий целевого использования водных объектов, современного состояния водного объекта и должны поддерживаться в течение определенного временного интервала или быть достигнуты по завершении предусмотренных СКИОВО водоохранных и водохозяйственных мероприятий.
Проблемы по установлению регионального фона нормативно-методические; информационные; масштабные; целевые / противоречие с отраслевыми ПДК /; субъективизм
Примеры превышение ПДКрх фоном в верховьях Камы а)железо общее б)марганец
Бассейн р. Обь В. Обь до вп. Иртыша (13.01); Бесст. обл. междуречья Оби и Иртыша (13.02 ); Н.Обь от вп. Иртыша (15.02) В. Обь до вп. Иртыша (13.01); Бесст. обл. междуречья Оби и Иртыша (13.02 ); Н.Обь от вп. Иртыша (15.02) Площадь : 1531,6 тыс.кв.км Площадь : 1531,6 тыс.кв.км Длина реки: 3647 (4335) км Длина реки: 3647 (4335) км Среднемноголетний сток: 394 куб.км/год Среднемноголетний сток: 394 куб.км/год Водохозяйственных участков: 38 (6 – НО) Водохозяйственных участков: 38 (6 – НО) Субъектов РФ - 11: Субъектов РФ - 11: Республика Алтай Республика Алтай Алтайский край Алтайский край Новосибирская обл. Новосибирская обл. Кемеровская область Кемеровская область Республика Хакасия Республика Хакасия Красноярский край Красноярский край Томская обл. Томская обл. ХМАО (5 ВХУ); ЯНАО (3 ВХУ) ХМАО (5 ВХУ); ЯНАО (3 ВХУ) Республика Тыва; Омская обл. Республика Тыва; Омская обл. Водопользователей: 3291 (2906-забор; 2448-сброс) Водопользователей: 3291 (2906-забор; 2448-сброс) Забор: 6,2 куб. км (5,0 – поверхностных) Забор: 6,2 куб. км (5,0 – поверхностных) Сброс: 4,9 куб. км (4,8 – в пов.; из них 23% – загрязненные; очищ. – 34% от порт) Сброс: 4,9 куб. км (4,8 – в пов.; из них 23% – загрязненные; очищ. – 34% от порт) Сбрасывается 47 наименований ЗВ Сбрасывается 47 наименований ЗВ
Расчетные ландшафтно-геохимические участки
Особенности гидрохимии ландшафтно- геохимических зон бассейна Оби Показатели Диапазон в долях ПДКрыбх Количество расчетных зон с превышением ПДКрыбх минимакс Железо 0,426,55 Марганец 3,240,84 Медь 034,48 Нефтепродукты 1,814,113 Фенолы 1,5413 Цинк 0,18,36 Азот аммонийный 0,24,66
Сопоставление класса качества водных объектов по гидрохимическим и гидробиологическим показателям ВХУ Гидрохимические показатели Гидробиологические показатели Класс качества вод УКИЗВТрофностьКласс качества Интегральная оценка качества среды б "очень загрязненная" 3,77 олиготрофный по зооценозу, эвтрофный по фитопланктону II-III "чистые" и "умеренно загрязненные" б "очень загрязненная" 3,70 олиготрофный по зооценозу, эвтрофный по фитопланктону II-III "чистые" и "умеренно загрязненные" б "очень загрязненная" 6,12 олиготрофный по зооценозу, эвтрофный по фитопланктону II-III "чистые" и "умеренно загрязненные" б "очень загрязненная" 3,80 олиготрофный по зооценозу, эвтрофный по фитопланктону II-III "чистые" и "умеренно загрязненные" а "грязная" 4,2 олиготрофныйI"чистые" а "грязная" 4,34 олиготрофныйI"чистые" а "грязная" 4,05 олиготрофныйI"чистые"
Расчет ЦПКВ Значения ЦПКВ рассчитываются на каждом расчетном участке на основе статистической обработки данных наблюдений за показателями на эталонных ПКК Значения ЦПКВ рассчитываются на каждом расчетном участке на основе статистической обработки данных наблюдений за показателями на эталонных ПКК ПКК эталонный, если выше него: ПКК эталонный, если выше него: а) нет выпусков в поверхностные ВО, нет выпусков на рельеф, нет населенных пунктов и с/х угодий а) нет выпусков в поверхностные ВО, нет выпусков на рельеф, нет населенных пунктов и с/х угодий б) нет выпусков в поверхностные ВО, нет выпусков на рельеф б) нет выпусков в поверхностные ВО, нет выпусков на рельеф в) нет выпусков в поверхностные ВО в) нет выпусков в поверхностные ВО Расчет ЦПКВ для типов эталонных ПКК: Расчет ЦПКВ для типов эталонных ПКК: а) ЦП = Q3 (верхний квартиль данных наблюдений) – для всех показателей б) ЦП = Q2 (медиана) для соединений азота и фосфора, для остальных – Q3 б) ЦП = Q2 (медиана) для соединений азота и фосфора, для остальных – Q3 в) ЦП = Q2 Q1 Q2 Q3 в) ЦП = Q2 Q1 Q2 Q3 Лучше Хуже Лучше Хуже Наблюденные значения
ДЦП по РУ ХМАО (доли ПДКрх) Показатели РУ-10РУ-11РУ-12РУ-13Вах Обь-7 С.Сось ва Обь-8 Аммоний-ион СПАВ БПК Железо общее Марганец Медь Нефтепродукты Общая минерализация Фенолы летучие
Нормативы качества воды для отдельных ВХУ в пределах ХМАО -Югра Показатели ВХУ с подучасткамиВХУ с подучастками а и 2 б Аммоний-ион 1,5 2,51,51 БПК полн Взв. вещества Нефтепродукты 0,20,150,60,550,65 Нитраты (анион)20 Нитриты (анион)0,080,040,08 0,04 СПАВ0,1 Сульфаты 50 Сухой остаток 500 Хлориды 50
Пример регионального фона для верховий р.Пур Фоно- вые показатели БПК полн Нефтепродукты Взв. вещ-ва Сухой остаток Азот аммония Железо Марганец Медь Нитраты Нитриты АСПАВ Сульфаты Хлориды Фосфор фосфатов мг/л 2,80,5810,53700,502,710,2350,00120,020,010,0217,285,740,07 в долях ПДК 0,9411,581,050,071,2527,123,51,270,0010,300,250,170,020,33
СП «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОХРАНЕ ПОДЗЕМНЫХ ВОД ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ» Выдержка из приложения 3 «Приоритетные показатели и компоненты природного происхождения с высокой вероятностью обнаружения повышенных ПДК химических веществ подземных водах различных регионов России» Показатели и компоненты Регионы с некондиционными водами Минерализация (сухой остаток) Западная Сибирь, Поволжье Центральный район Железо Центральный район, Западная Сибирь, Якутия, Хабаровский, Приморский край, Амурская область, Урал Марганец Западная Сибирь, Хабаровский, Приморский край, Амурская область,Урал
Учет регионального фона Для региона или субъекта РФ составление перечня загрязняющих веществ, чье природное содержание превышает ПДКрх (преимущественно металлы), закрепление на уровне бассейновых советов; Для региона или субъекта РФ составление перечня загрязняющих веществ, чье природное содержание превышает ПДКрх (преимущественно металлы), закрепление на уровне бассейновых советов; Определение единых граничных концентраций, принимаемых как региональный норматив качества Определение единых граничных концентраций, принимаемых как региональный норматив качества В случае невозможности установления регионального норматива по фону использовать по веществам перечня гигиенические ПДК. В случае невозможности установления регионального норматива по фону использовать по веществам перечня гигиенические ПДК.
«Рыбные» препятствия к учету региональных особенностей Неоправданное отнесение всех элементов гидрографической сети к рыбохозяйственных водным объектам; Отсутствие реальной процедуры по изменению рыбохозяйственного статуса, отсутствие четких критериев. Нежелание отхода контролирующих ведомств от формальных шаблонов
Необходим особый подход к звеньям гидрографической сети реально не имеющих или имеющих условное рыбохозяйственное значение: болота; болота; временные водотоки; временные водотоки; искусственные водные объекты, включая дренажные системы. искусственные водные объекты, включая дренажные системы. Особое внимание и отдельный подход к водным объектам необратимо измененным в результате антропогенеза, в том числе водосбор. Составление кадастра сильно измененных водных объектов. Стабилизация на определенном уровне, основной критерий –гигиенические ПДК – при параллельном компенсирующем зарыблении других водных объектов.
Болота Самостоятельный водный объект Самостоятельный водный объект Учет самоочищения только при включении болотного участка как биоплато в состав очистных сооружений (землеотвод и пр.) Учет самоочищения только при включении болотного участка как биоплато в состав очистных сооружений (землеотвод и пр.) Нормативы качества на уровне гигиенических ПДК и фона дренирующих рек Нормативы качества на уровне гигиенических ПДК и фона дренирующих рек При формировании устойчивого русла на болоте из- за больших объемов водоотведения, близости дренирующего водного объекта и малого времени добегания, ряда других факторов необходимо нормировать непосредственно на водоток При формировании устойчивого русла на болоте из- за больших объемов водоотведения, близости дренирующего водного объекта и малого времени добегания, ряда других факторов необходимо нормировать непосредственно на водоток
Общие выводы При отсутствии учета региональных особенностей современная система нормирования во многих случаях является препятствием социально- экономического развития территорий, не улучшая экологического состояния водных объектов. При отсутствии учета региональных особенностей современная система нормирования во многих случаях является препятствием социально- экономического развития территорий, не улучшая экологического состояния водных объектов. Ужесточение требований без объективного подхода к реальной рыбохозяйственной значимости водных объектов не способно улучшить ситуацию и дискредитирует само нормирование Ужесточение требований без объективного подхода к реальной рыбохозяйственной значимости водных объектов не способно улучшить ситуацию и дискредитирует само нормирование Необходимо реально закрепить в нормативно- методической базе возможность и порядок выделения регионов с нормативами качества выше ПДК используемых при нормировании Необходимо реально закрепить в нормативно- методической базе возможность и порядок выделения регионов с нормативами качества выше ПДК используемых при нормировании
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Величины НДС устанавливаются с учетом нормативов качества воды в местах водопользования, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы сбрасываемых веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды.