»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки, ставшие свойствами личности, они проявляются в таких формах как желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.. В основе всех этих форм направленности личности лежат мотивы деятельности. »Влечение – это наиболее примитивная биологическая форма направленности с психологической точки зрения, это психическое состояние выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность. »Желание- это осознанная потребность и влечение к чему- либо, желание, будучи осознанным, имеет побуждающую силу. »Стремление – возникает тогда, когда включается волевой компонент, стремление часто рассматривается в качестве определенного побуждения к деятельности.
Интерес-это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и способствует ориентировке личности к окружающей среде. Если интерес познавательный удовлетворяет, это удовлетворение вызывает новые интересы, соответствующие высокому уровню познавательной деятельности. Интересы являются важной побудительной силой к познанию. Качественной характеристикой осознанных потребностей является высокая устойчивость интересов. Интерес в динамике своего развития превращается в склонность – это происходит тогда, когда включается волевой компонент. Основой склонностью является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности.
Основой склонностью является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности. Идеал- это образное представление и цель склонности индивида это то к чему он стремится, идеалы формируют мировоззрение. Убеждение - высшая форма направленности личности- это система мотивов, которые побуждают личность поступать в соответствии со своими взглядами. В основе убеждений лежат осознанные потребности личности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности. Мотив и мотивация обеспечивают активизацию направленности поведения человека. Мотив- это побуждение к деятельности с удовлетворением потребностей. Под мотивом понимают причину, лежащую в основе выбора действия и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Мотивация в двух смыслах как система факторов, детерминирующих поведение (это потребности, мотивы, цели, намерения, стремления) как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность. Мотивация рассматривается как совокупность психологических причин характера, объясняющих поведение человека, его начало направленную активность. Вопрос о мотивации возникает тогда, когда надо объяснять поведение человека, его начало, направленность и активность когда надо объяснить причины поступков человека. Любая форма поведения может, объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Внутренние причины выступают как психические свойства субъекта. Внешние, внешними субъективными условия. Иногда все психические факторы, которые определяют поведение человека, называют личностными диспозициями. Так соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения внутренняя - это диспозиционная, а внешняя – это ситуационная мотивация и они взаимосвязаны.
Мотив в отличие от мотивации, это то, что принадлежит субъекту, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознанными. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит мотивам. Сами мотивы формируются из потребностей человека. Мотивационная сфера с точки зрения ее развитости можно оценить по следующим параметрам: широта, глубина, иерархизированность. Широта- разнообразие факторов, диспозиций, потребностей, целей, чем их больше, тем более развитой является мотивационная сфера. Гибкость – большое разнообразие мотивационных побудителей более низкого порядка. Иерархизированность мотивов мотивационной сферы в том, что одни мотивы сильнее других, одни возникают сильнее и чаще, другие слабее. Чем больше различий, тем больше развита мотивационная сфера.
Список литература 1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, Ангеловский К. Учителя и инновации. М., Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., Остапенко Г.С Методы активного социально- психологического обучения: учебно- методическое пособие для подготовки бакалавров по специальности – « Психология»/ Г.С.Остапенко.- Воронеж: ВГПУ, с. 6. Методическое пособие по развивающему обучению на уроках географии, биологии и химии / Г.С.Остапенко.- Воронеж: Аист, с. 7. Грановская Р.М.Элементы практической психологии.-3-е изд.,с изм. И доп.- СПб.: Свет, с.: ил. 8.Педагогика. Учебное пособие /П.И.Пидкасистого. М.: Высшее образование, с.- (Основы наук).