О разработке и актуализации ФГОС ВО и примерных основных образовательных программ высшего образования с учетом требований профессиональных стандартов Пилипенко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об актуализации ФГОС высшего образования в соответствии с принимаемыми профессиональными стандартами Соболев Александр Борисович, Директор Департамента.
Advertisements

Об актуализации ФГОС ВО, ПООП ВО и ООП ВО по направлениям подготовки: Водные биоресурсы и аквакультура и Промышленное рыболовство.
Применение профессиональных стандартов при актуализации ФГОС и проектировании основных образовательных программ в образовательной организации Государственная.
Нормативно-правовая база введения ФГОС ДО Зам. зав.по ВиМР МКДОУ д/с 59 Л.А.Антипова, ст.воспитатель МКДОУ д/с 59 С.А.Татарницева.
Учебно-методические объединения – новый формат деятельности.
Проект профессионального стандарта «Политолог». Что такое профессиональный стандарт? Разработка профессиональных стандартов является одним из приоритетных.
Разработка профессиональных стандартов в нефтегазовой отрасли: Опыт ОАО «Газпром» Заместитель начальника Управления нормирования и оплаты труда Департамента.
КООРДИНАЦИОННЫЕ СОВЕТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А.Б.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Проректор МГГУ, проф. Петров Вадим Леонидович Проектирование ДПП: подходы и решения.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АККРЕДИТАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Владимир Николаевич.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Нормативно-правовое обеспечение аттестации педагогических кадров г. Таганрог 2014 г.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
« Учебно-методическое обеспечение образовательных организаций: нормативно-правовая база»
Учебно-методические объединения в системе общего образования Самарской области.
Тропина О.Н. докторант кафедры управления образованием ЮФУ, кандидат юридических наук.
Транксрипт:

О разработке и актуализации ФГОС ВО и примерных основных образовательных программ высшего образования с учетом требований профессиональных стандартов Пилипенко С.А., советник Директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования

Утвержденные ФГОС ВО (по состоянию на 6 июля 2015 г.) 2 Уровень ВОБакал авария т Маг истр атур а Специал идет Аспиран тура Адъюнк тура Ординат ура Асситен тура- стажировка Общее количество ФГОС ВО Утверждено Минобрнауки Зарегистриро вано в Минюсте Утвержденные профессиональные стандарты (по состоянию на 6 июля 2015 г.), по данным портала profstandart.rosmintrud.ru Утверждено Минтрудом 496 Зарегистрировано в Минюсте 487

На 6 июля 2015 г.: подготовлены актуализированные редакции 37 вступивших в силу ФГОС ВО: Бакалаварият 8 Магистратура 27 Аспирантура 2 Математические и естественные науки: 2 Инженерное дело, технологии и технические науки: 32 Здравоохранение и медицинские науки: 0 Сельское хозяйство и с/х науки: 0 Науки об обществе: 0 Образование и педагогические науки: 1 Гуманитарные науки: 2 Искусство и культура: 0 По итогам семинаров-инструктажей по актуализации ФГОС ВО в соответствии с ПС, проведенных МОН при участии координационных советов по областям образования в мае-июне 2015 г., в МОН внесены предложения по актуализации ещё 120 ФГОС ВО.

Изменения в нормативно-правовой и методической базе актуализации ФГОС ВО в соответствии с принимаемыми ПС Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ч. 7 ст. 11 Положения о сроке актуализации ФГОС ВО в соответствии с принятыми ПС: 4 Действующая редакция Новая редакция (с г.) ФЗ от 2 мая 2015 г. 122-ФЗ: Ч. 7 ст. 11: при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов. Ч. 7 ст. 11 (в ред. п. 1 ст. 2 формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии). Действующие сроки Сроки в новой редакции (с г.) Постановление Правительства РФ от N 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»: П. 21: необходимость актуализации ФГОС ВО в течение одного года после утверждения ПС. Ч. 2 ст. 4: ФГОС профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу настоящего федерального закона, подлежат приведению в соответствие с ч. 7 ст. 11 ФЗ 273 в течение одного года со дня вступления в силу настоящего федерального закона (1 июля 2016 г.).

Методическая база актуализации ФГОС ВО и ООП в соответствии с принимаемыми ПС Методические рекомендации по актуализации действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с учетом принимаемых профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22 января 2015 г. ДЛ-2/05 вн); Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов (утв. Минобрнауки России 22 января 2015 г. ДЛ-1/05 вн). Перечень ресурсов утвержденных ПС, которые могут использовать разработчики ФГОС ВО: 1. Информационный портал profstandart.rosmintrud.ru, раздел «Реестр профессиональных стандартов». 2. «Российская газета». 3. СПС «Консультант Плюс», «Гарант». 5

Участники процесса актуализации ФГОС ВО в соответствии с принимаемыми ПС 6 Минобрнауки России Координационные советы по областям образования и учебно-методические объединения Образовательные организации-разработчики ФГОС ВО Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, Разработчики ПС,Советы по профессиональным квалификациям

7 Сопряжение ФГОС ВО и ПС ФГОС ВО Юриспруденция (соответствует квалификационному уровню 7) ПС Следователь- криминалист Специалист по патентоведению Специалист в области медиации (медиатор) ФГОС ВО Квалификационный уровень Юриспруденция Правовое обеспечение национальной безопасности Правоохранительная деятельность Судебная экспертиза ПС Следователь- криминалист Приказ Минтруда России от 23 марта 2015 г. 183 н (Зарегистрировано в Минюсте России 7 апреля 2015 г., регистрационный 36755)

«Дорожная карта» актуализации ФГОС ВО 8 Шаг первый. Определение ПС, сопряженных с ФГОС ВО. Дополнение раздела III ФГОС ВО п Шаг второй. Определение ОТФ, выбранных для данного ФГОС ВО. Дополнение раздела 4 ФГОС ВО п. 4.5, содержащим перечень ОТФ.

Шаг 1. Определение ПС, сопряженных с ФГОС ВО Отбор соответствующих ПС на основании анализа: Вида (видов) профессиональной деятельности, описанных в ПС; Уровня квалификации, указанного в ПС в целях сопряжения с уровнем высшего образования. (Приказ Минтруда от 12 апреля 2013 г. 148 н): *прикладной бакалаварият – с учетом уровня квалификации 5. Уровень ВОУровень квалификации Бакалаварият*Не ниже 6 Магистратура, специалидет Не ниже 7 Подготовка кадров высшей квалификации Не ниже 8 9

Особенности учёта уровней квалификации в отдельных ПС Пример: Специалист по анализу и диагностике технологических комплексов кузнечного производства (утв. приказом Минтруда России от 22 декабря 2014 г н) Обобщенная трудовая функция Требования к образованию и обучению: высшее образование – бакалаварият 3.2. Обобщенная трудовая функция Требования к образованию и обучению: высшее образование - специалидет, магистратура Наименование Выбор систем диагностики технологических комплексов кузнечно-штамповочного производства низкой сложности и управление ими КодA Уровень квалификации 5 ? Наименование Разработка систем диагностики технологических комплексов кузнечно-штамповочного производства средней сложности и управления ими КодB Уровень квалификации 6 ?

Подготовка редакции приказа о дополнении раздела III ФГОС ВО п.3.7 В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки х.х.х _____________(уровень бакалаварията), утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от х месяца 20__ г. ______ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации х месяца 20__ г., регистрационный ______): а) раздел III дополнить пунктом 3.7 следующего содержания: «3.7. ФГОС ВО учитывает положения следующих профессиональных стандартов: …………….. *Вносится перечень учтенных ПС с указанием реквизитов НПА по их утверждению. Пример: инженер-технолог в области производства наноразмерных полупроводниковых приборов и интегральных схем, утвержденный приказом Минтруда России от 3 февраля 2014 г. 71 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2014 г., регистрационный 36668) 11

Пример В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки Нанотехнологии и наноматериалы (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденном приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 30 июля 2014 г. 893 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2014 г., регистрационный 33838): а) раздел III дополнить пунктом 3.7 следующего содержания: «3.7. ФГОС ВО учитывает положения следующих профессиональных стандартов: специалист по функциональной верификации и разработке тестов функционального контроля наноразмерных интегральных схем, утвержденный приказом Минтруда России от 11 апреля 2014 г. 235 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2014 г., регистрационный 32347)». 12

ФГОС Включение п. 4.5 (перечень ОТФ) Обобщенные трудовые функции соответствующего квалификационного уровня Шаг 2. Актуализация характеристики профессиональной деятельности выпускника 13 Подготовка редакции приказа о дополнении раздела IV ФГОС ВО п. 4.5 (пример) 4.5. Программа бакалаварията направлена на освоение следующих обобщенных трудовых функций: ……………………………. (в им. пад., без аббревиатур).

14 Пример В федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки Нанотехнологии и наноматериалы (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденном приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 30 июля 2014 г. 893 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 августа 2014 г., регистрационный 33838): б) раздел IV дополнить пунктом 4.5 следующего содержания: «4.5. Программа аспирантуры направлена на освоение следующих обобщенных трудовых функций: разработка и внедрение методов верификации, тестирования и исследования сложно функциональных блоков и интегральных схем; руководство деятельностью инженеров-верификаторов и инженеров- тестировщиков».

Спасибо за внимание!