УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе
Тема урока: Способы подчинительной связи в словосочетаниях. Цель: 1. К концу урока ученики будут знать 3 способа связи слов в словосочетании по морфологическим свойствам главногоо слова. 2. Смогут определять способы связи слов в словосочетании и презентовать в виде постера.
Речевая тема: Исторические личности края: Абылай. «В казахских легендах и рассказах Абылай наделен исключительными качествами. Эпоха Абылая – времена казахского геройства, рыцарства» Ш.Уалиханов
Задачи урока Задачи урока: Учащиеся 1) будут выделять словосочетания в составе предложжения 2) будут определять морфологические свойства главногоо слова 3) смогут охарактеризовать 3 способа подчинительной связи слов в словосочетании и презентовать постер. Развивающие: формирование языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций. Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к русскому языку, к истории государства \
Критерии успешности 1. Я знаю, что такое…….. 2. Я умею определять……. 3. Я смогу определить……
КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ 1. Я знаю, что такое словосочетание. 2. Я умею распознавать словосочетания в составе предложжения 3. Я смогу определить три способа связи в словосочетаниях и презентовать постер.
Мозговой штурм Что вы знаете о словосочетании?
Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу. В словосочетании одно слово является главным, другое – зависимым. От главногоо слова к зависимому задается вопрос. главное слово зависимое 8 вопрос
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ « Мозговой штурм» 1. Словосочетанием называется слово или несколько слов. 2. Однородные члены являются словосочетанием. 3. Словосочетание состоит из главногоо и зависимого слова. 4. Синтаксическая единица (единица Синтаксиса). 5. Соединение двух и более слов. 6. Состоит из главногоо и зависимого слова. 7. Бывают именные, глагольные и наречные. 8. Состоит только из самостоятельных частей речи.9. Слова, связанные по смыслу и грамматически 10. Связь в словосочетании – сочинительная. Если вы согласны с утверждением, то ответьте «да», если не согласны, то - «нет». Время на выполнение – 3 минуты.
Для того чтобы ответить на эти вопросы, вам необходимо записать свои ответы в оценочную таблицу. Запишите всё, что вы знаете о словосочетании и обсудите в группах. Время на выполнение – 3 минуты
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Зачитайте одноклассникам, сидящим рядом, всё, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.
АКТИВИТИ « Диалог на стикерах» Составьте по одному вопросы по тексту и задайте его кому-нибудь из ваших товарищей в вашей группе. Вопросы могут быть «тонкие» и«толстые». Простые: Кто? Когда ? Где? Как? Понимание: Правильно ли я понял…..? Анализ : Почему…? Синтез: Что будет,если…? Оценка : Как вы относитесь…. ?
Критерии успеха Я знаю, что такое… Я умею задавать… Я смогу составить..
Критерии успеха Я знаю, что такое « тонкие» и « толстые» вопросы. Я умею задавать «тонкие» и « толстые» вопросы. Я смогу составить «толстые» вопросы к тексту.
Настоящее имя Абылая – Абильмансур, называли его и «Сабалаком» (Лохматый). Родился он в 1711 году в городе Ургеньш. Оставшись один из семьи, Абильмансур присоединяется к отряду хана Абильмамбета, показывая чудеса храбрости, отваги и сообразительности, и стремительно взялетает на вершину славы казахских степей. Вскоре забывается не только имя Сабалак, но и настоящее имя – Абильмансур. И под именем Абылая ставит задачу объединить всех казахов, очистить священную землю от недругов и создать мощное государство.
Он сравнивал жизнь своего народа с жизнью зайцев, со всех сторон окруженных волками. Удивитальное сравнение! Не скрывал своих жадных аппетитов русский царь. Волжские калмыки и башкурты, яикские и сибирские казаки, Хивинские и Кокандские ханства, киргизские манапы со всех сторон нападали с жадностью голодных волков. Беспокоили постоянно джунгары. Абылай стал собирать вокруг себя отряды из сильных и смелых казахских ддджигитов. Разбив на боевые отряды, он стал воспитывать в них смелость и дисциплину, умение воевать, пользоваться боевым оружием. Но самым грозным оружием были: горячее верное сердце, отвага и храбрость, высокий дух, заставляющее волков жертвовать собой для достижжения великой цели. Враги вскоре в этом обеделись сами,получив достойный отпор и терпя поражение за поражением, особенно это почувствовали джунгары, которые постоянно совершали набеги на богатые казахские земли.Абылай несколько раз громил главного неприятеля и в году произошло последнее сражение на реке Аягуз.
Проверка знаний Задание: Выпишите только словосочетания: Абильмансур присоединяется, показывает чудеса, отваги и сообразительности, стремительно взялетает, от недругов, очистить землю, мощное государство, постоянно беспокоили, спустя рукава.
18 Словосочетаниями не являются : Грамматическая основа предложжения Однородные члены предложжения Служебная + самостоятельная часть речи Фразеологический оборот
«БЕГАЮЩИЙ ДИКТАНТ» Распределить словосочетания по свойству главногоо слова :
Критерии успеха Я знаю, что такое… Я умею определять… Я смогу…
Критерии успеха. Я знаю, что такое главное и зависимое слово. Я умею определять виды словосочетаний по свойству главногоо слова. Я смогу определить способ связи в словосочетании.
Виды словосочетаний по свойствам главногоо слова 1. Именные 2. Глагольные 3. ?
« Бегающий диктант» Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. Нап..дали с жадностью, стремительно взял..тает, ставит задач.., уди..витальное сравнение, казахских ж..гитов, вскоре об..делись, жертвовать с..бой, для дост..жжения цели, соб..рать отряды, б..евым оружием, постоянно бе..покоили, очень хорошо, недалеко от города.
РЕЗУЛЬТАТ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ Глагольные: Нападали с жадностью,стремительно взялетает, ставит задачу, жертвовать собой, собирать отряд, постоянно беспокоили, почувствовали особенно, вскоре обеделись.. Именные: Удивитальное сравнение, казахских ддджигитов, боевым оружием, для достижжения цели. Наречные: Очень хорошо, недалеко от города
25 Типы связей слов в словосочетании Согласование Главное слово и зависимое стоят в одинаковых грамматических формах ( род, число, падеж) Это словосочетание типа «деревянный дом» Предмет + его признак Управление От главногоо слова к зависимому задается вопрос косвенного падежа Дом из дерева, дорога к дому Примыкание Главное слово и зависимое связаны ТОЛЬКО по смыслу. В роли зависимого слова чаще всего употребляются неизменяемые части речи или формы слов: деепричастие, наречие, инфинитив глагола, простая сравнительная степень прилагательного, Быстро бежать, очень красивый
Результат работы Примыкание: постоянно беспокоили, почувствовали особенно,вскоре обеделись, стремительно взялетает Согласование: удивитальное сравнение, казахских ддджигитов, боевым оружием Управление: нападали с жадностью, ставит задачу, жертвовать собой, для достижжения цели, собирать отряды.
Потренируемся … Определите тип связи в словосочетании к отряду хана в предложении: Оставшись один из семьи, Абильмансур присоединяется к отряду хана Абильмамбета управление
Потренируемся … Определите тип связи в словосочетании РУССКИЙ ЦАРЬ из предложжения: Не скрывал своих жадных аппетитов русский царь. согласование
Потренируемся … Укажите вид подчинительной связи в словосочетании БЕСПОКОИЛИ ПОСТОЯННО из предложжения: Беспокоили постоянно джунгары. примыкание
Потренируемся … Из предложжения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Но самым грозным оружием отрядов Абылая были… Грозным оружием
Потренируемся … Из предложжения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Джунгары постоянно совершали набеги на богатые казахские аулы. Постоянно совершали
Потренируемся … Из предложжения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ. Разбив на боевые отряды, он стал воспитывать в них смелость и дисциплину. Разбив на отряды, воспитывать в них, воспитывать смелость, воспитывать дисциплину.
Автобусная остановка Каждая группа выписывает из текста по 2 словосочетания на каждый способ связи, устанавливают тип словосочетания и способ связи слов в словосочетании.
Рефлексия КРИТЕРИИ УСПЕШНОСТИ 1. Я знаю, что такое словосочетание. 2. Я умею распознавать словосочетания в составе предложжения 3. Я смогу определить 3 способа связи в словосочетаниях и презентовать постер.
Обратная связь. Рефлексия. Техника « Сигналы рукой» Что я знаю… Что я не понял… Как я работал на уроке..
СПАСИБО ЗА УРОК!