АНТЫ Подготовила Студента группы МД -14 Левицкая Екатерина
НАЧАЛО ИСТОРИИ Анты ( др.- греч. Á νται ) название славянских племён IV- VII веков, применявшееся византийскими писателями VI- VII веков. Полиэтнос объединение древнеславянских племён, имевший зачатки государственности уже в IV веке. Уже при Боже они наносили поражение готам, но были разгромлены войсками « винит ария » Витимира. Упоминаются в византийских и готских источниках V IVII веков ( до 602 год н. э.). [1][2] Археология свидетельствует, что в V VII вв. анты были отдельной это племенной группировкой славянства, сформировавшейся в III IV вв. в составе черняховской культуры в условиях взаимодействия славян с ираноязычным населением. [3][4] Представители пеньковской и ипотешти - кындештской культур идентифицируются с антами. [5] др.- греч. славянских племёнIV VII веков византийскимиVI VII веков ВитимираV IVII веков 602 год [1][2] славянства черняховской культуры [3][4] пеньковской ипотешти - кындештской [5]
ГЕОГРАФИЯ В VI веке, накануне присоединения к аварскому Каганату, анты жили на территории современной Украины, в междуречье Днепра и Днестра, примыкающем к Черному морю.
ИСТОРИЯ В период наивысшего расцвета занимали территорию от Дона до Румынии и дальше на Балканию. Во время раскопок археологи обнаружили укреплённые пункты, где нашли оружие, ценные украшения. Это свидетельствует, что кроме гражданского населения, здесь жили воины. Анты были закалёнными воинами. Каждый воин имел на вооружении два небольших копья, деревянные луки и стрелы. Анты находились на стадии разложения первобытного общества. У них уже была частная собственность, что повлияло на имущественное расслоение. Возглавлял андские объединения военный вождь. Ближайшее окружение военного вождя составляли старейшины племён. Военные вожди имели дружины, из которых со временем выделялись зажиточные люди. В " Лангобардских Анналах " упоминается Антаиб [6]. Предполагается, что это государство могло быть связано с антами. С нападением аваров в значительной мере связывается исчезновение с исторической арены антов. В последний раз анты упоминаются в 602 году.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АНТСКОГО ОБЩЕСТВА Основной ячейкой общества у славян являлась община, называемая в летописи « род ». Судя по характеру жилищ и поселений, община состояла из семей, которые включали лишь ближайших родственников. Семейные обычаи у разных племен различались. Упоминаемые византийцами семейные порядки, похожи на обычаи полян, описанные « Повестью временных лет ». Это были патриархальные нравы, с « утренними дарами » за невесту и ритуальными убийствами жен на могиле мужа. Другие племена практиковали полигамный брак с пережитками матриархата. Основным занятием общинников было земледелие. Ремесло носило домашний характер.
ВОИНЫ Из общины выделяется слой воинов - профессионалов (« вои »), которые в летнее время занимались военными набегами на Византию и другие территории. Воины объединялись в небольшие отряды по несколько сот человек (« дружины »), которые, соединяясь, могли образовывать армии до 1-2 тысяч человек. Во главе отрядов стояли вожди ( князья и « воеводы »), обладавшие особым авторитетом (« славой »), гибель которых во время боя повергала воинов в панику. Находок захоронений военной знати антов практически нет, однако имеются находки кладов с монетами, золотой и серебряной утварью, награбленной во время походов. Вооружение воинов было легким : щит с кожаным ремнем для ношения и копье, а также стрелы с ядом и с улицы для метания. Доспехи упомянуты лишь однажды. особенно характерными для антов были длинные мечи, высокого качества. В археологии они дали название целому классу подобных изделий, « мечи андского типа ». И даже в англосаксонской поэме « Беовульф » герои сражаются андскими мечами. Племенные ополчения могли достигать значительных размеров и использовались для защиты от набегов и при переселении на новые территории, а также во время похода 626 года на Константинополь [ источник не указан 678 дней ], когда среди убитых были обнаружены и женщины. Анты считались сильнейшим славянским племенем. Антские воины служили в армии Византии, участвовали в морских походах на лодках - однодеревках.
ЖРЕЦЫ В источниках отсутствуют упоминания о слое жрецов, или волхвов, у антов, археологи не обнаружили каких - либо крупных религиозных комплексов, на которых они могли проживать. Однако, этот слой, несомненно, существовал, но не выделялся из числа общинников, так как небольшие жертвенные ямы находились при селениях, местами культа были рощи, водоемы, деревья и камни. Полянские жрецы отправляли культы и бросали жребий при необходимости избрания человеческих жертв. Во время неурожая и голода в жертву приносились младенцы и старики, в урожайные годы продукты питания. Жрецы произносили молитвы, связанные с урожаем. Производились гадания. Главным божеством антов и полян был Перун. Близким к жрецам был слой сказителей (« песнотворцев »). Благодаря сообщению о венедах, которые были задержаны византийцами, можно сказать, что сказители уже тогда вели свое повествование под гузельный наигрыш и выделялись из числа общинников ( были задержаны сразу несколько людей с « кифарами »), переходили с места на место и иногда выступали посредниками в переговорах между племенами. Изображение семиструнных гузель имеется на фигурках андского типа из - под Велестино. До нас дошли сказания об агентском времени : о князьях Бусе, Кие, об обрах, о хазарах.
АНТЫ