Язык Паскаль Основы программирования
Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных. Система программирования – это ПО компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на отдельном языке программирования.
Величины: константы и переменные Отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и т.д.) называется величиной. Типы величин числовойсимвольныйлогический
Константы записываются в алгоритмах своими десятичными значениями (16, 78, 9.7). Переменные в программировании обозначают символическими именами (n, F, h, k123).
Любой алгоритм работы с величинами может быть составлен из следующих команд: Присваивание Ввод Вывод Цикл ветвление
Знакомство с языком Паскаль Паскаль – это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации. Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.
Структура программы на Паскаль Program имя; VAR описание переменных; BEGIN основной блок программы END.
Program имя; Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которой следует произвольное имя, придуманное программистом.
VAR Раздел описания переменных начинается со слова var, за которым идет список имени переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. Пример: Var a,b: integer; c,d: real; Типы величин Вещественный (дробные) real Целый integer
BEGIN и END Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами BEGIN (начало) и END (конец).
Оператор присваивания Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти. Общий вид оператора: имя переменной := выражение
Вывод данных Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора: rite write (выражение); Пример: write ( 's=', s ); riteln writeln (выражение);
Варианты организации вывода
Формат вывода Формат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой величиной. write ( s:x:y) x - общее количество позиций, отводимых под число; y - количество позиций в дробной части числа.
program n_1; const pi=3.14; var r, c, s: real ; begin r:=5.4; c :=2*pi*r; s:=pi*r*r; writeln ('c =', c :6:4); writeln ('s=', s:6:4) end.
Ввод данных с клавиатуры read read (, …, ) Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных. var i, j: integer;x: real;a: char; read (i, j, x, a);
program n_1; const pi=3.14; var r, c, s: real; begin writeln( 'Вычисление длины окружности и площади круга '); write('Введите r>>'); readln(r); c:=2*pi*r; s:=pi*r*r; writeln ('c =', с:6:4); writeln ('s=', s:6:4) end.
Задания
Использованная литература и интернет ресурсы Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В. Шестакова Задачи по программированию/ С.М. Окулов p