Чегодайкина Марина Валерьевна
Стремление человека украсить свою одежду, жилье лежит в основе народного искусства. жители всегда заботливо украшали предметы домашнего обихода, будь то незатейливый наличник на окне, прялка, глиняная чашка или кованая решетка. Материалом для творчества служило все, что их окружало: камень, глина, ткань. Самые простые предметы жители старались сделать нарядными, внести праздничность в повседневность. Умение украсить вещь, мастерство отделки передавались из поколения в поколение, непрерывно совершенствуясь с течением времени.
В самом начале развития ремесла работал один веках стали объединяться в бригады ( артели )
Ткачество Вышивка Декоративное вязание крючком и спицами Плетение кружев на коклюшках Шитье народного костюма Плетение из лозы, бересты и других материалов Резьба по дереву Гончарное искусство Кованый металл Валяние валенок
Для Х - ХI вв. характерно развитие растениеводства, в частности выращивание льна, который был и объектом торговли и сырьем для производства тканых изделий.
Распространенное и любимое женское занятие. Одна из древнейших вышивок «роспись» или полукрест. Старинные вышивки выполнялись аккуратно, тщательно. К концу XIX в. появляется тамбур - самый распространенный вид вышивки в конце XIX - начале ХХ в. Разнообразны орнаменты вышивок: геометрический, животный, растительный и архаичного типа. Вышивкой богато украшали полотенца, мужские и женские рубахи, передники, подзоры, рукавицы, косынки, платки. Все узоры многозначительны, неповторимы, поразительно высока техника шитья. В вышивке есть и язык цвета, любимые цвета: белый, красный, затем синий, золотой. В женском костюме большое значение придавалось головным уборам.
Плетение – еще одно жизненно необходимое ранее занятие. Ивовые прутья, солома, еловые и сосновые корни, береста, льняная пакля, щепа – это далеко не полный перечень материалов используемых для плетения.
Из наиболее интересных плетеных изделий можно назвать крупные сосуды для хранения сыпучих продуктов, плетеные из соломы. Использовалась преимущественно ржаная солома. Мастера выполняли изделия для своих семей и по заказу.
Свойства бересты давно оценены народным опытом. В быту широко применяли традиционные берестяные изделия: лукошки, лапти, сапожки, табакерки и др. Из бересты в нашей области плетут теперь уже редкие мастера.
На валенки ручной работы существует большой спрос. По воспоминаниям старожилов, мастера валяли тонкие и мягкие валенки, такие, что их можно было свернуть, как носки, при этом они были теплыми и носкими. Для валяния валенок необходимы специальные условия: помещение (где можно создать высокую температуру), натуральная шерсть, знания технологии. есть люди знающие процесс валяния. Сейчас в частных фермерских и крестьянских хозяйствах держат овец, что может служить источником сырья.
Это веселое, почти детское ремесло появилось давно и, наверное, в каждом деревенском детстве было свое лоскутное одеяло. Живет оно и сейчас, сохранились даже старинные узоры: «домики», «мельницы». Лоскутное панно, одеяла, жилеты, покрывала, шторы, аксессуары и одежда очень праздничны, эффектны и практичны. Все эти изделия пользуются спросом. Для развития этого ремесла есть все условия: мастера, достаточно доступное сырье, отсутствие необходимости создания сложно оборудованных мастерских.
Посуда делалась из цельного куска дерева, корневищ, капа. Первоначальная грубая обработка делалась топором, затем выравнивалась скобелем, завершалась обработка резцом и ножом. Токарная посуда обрабатывалась на станке, известном у нас с древних времен.Каждая вещь выполнена с большим пониманием природного материала и его пластических возможностей. С деревом обращались с огромным уважением. Дом, стол, лавки, сундуки, утварь - все было деревянное.