Работа над дифференциацией согласных звуков, смешиваемых по звонкости-глухости в системе коррекции артикуляторно- акустической дисграфии. Автор: Кузнецова Лариса Владимировна - учитель-логопед МБОУ «СОШ 198», г.Севсерск
Коррекционная работа направлена на: 1. Развитие фонематического слуха и зрительного восприятия. 2. Развитие у обучающихся мыслительных операций сравнения, умения анализировать. 3. Закрепление правильной артикуляции смешиваемых звуков. 4. Различение согласных устно и на письме.
Структура логопедического занятия по дифференциации звуков: Тема.Цели: Обучающие: Обучающие: 1. Учить различать устно и на письме согласные …. 2. Активизировать лексический словарь. 3. Закрепить правильную артикуляцию звуков …. Коррекционные: Коррекционные: 1. Развивать фонематический слух и зрительное восприятие. 2. Развивать у учащихся мыслительные операции сравнения, умение анализировать. 3. Развивать грамматический строй речи. Воспитотельные: Воспитотельные: 1. Воспитывать чувство коллективизма, уважение друг к другу, умение слушать и слышать.Оборудование:
Ход занятия: 1. Организационный момент. 2. Артикуляционная гимнастика (планируются только самые основные упражнения для того и другого звука). 3. Объявление темы занятия. 4. Сравнение артикуляции звуков по плану: положение губ, зубов, язука, работа голосовых свясок, с выделением общих и различных моментов артикуляции (с опорой на индивидуальные зеркала и профили артикуляции звуков). 5. Характеристика звуков. 6. Соотнесение звуков с буквами. 7. Дифференциация звуков в слогах. 8. Дифференциация звуков в словах. 9. Дифференциация звуков во фразе. 10. Дифференциация звуков в тексте. 11. Итог занятия. 12. Оценка работы детей на занятии.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 1 «Дифференциация согласных С - З» Цели: Обучающие: Учить различать устно и на письме согласные С – З. Активизировать лексический словарь. Закрепить правильную артикуляцию звуков С – З. Развивающие: Развивать фонематический слух и зрительное восприятие. Развивать у учащихся мыслительные операции сравнения, умение анализировать. Развивать грамматический строй речи. Воспитотельные: Воспитывать чувство коллективизма, уважение друг к другу. Оборудование: Индивидуальные зеркала, профили артикуляции звуков С – З, слоговая таблица, классная доска, цифровой ряд, пластмассовые буквы С, З, фишки синего и зеленого цвсета, карандаши синего и зеленого цвсета, предметные картинки, карточки со словами, карточки с текстом. Ход занятия. I. Орг. момент (Привсетствие). Логопед: Прозвсенел звонок для нас. Мы зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Начинаем наш урок, Тянем руки – отвсечаем и пятерки получаем!
II. Тема (Объявление темы через чистоговорки). Логопед: Послушайте внимотельно чистоговорки. Определите, какой звук повторяется чаще всего. - 1-ая чистоговорка: У мамы в сумке сом и сметана. Сом коту, а сметана Степану. (звук С) - 2-ая чистоговорка: У Зои живсет коза. Зовут козу Егоза. (звук З) Объявление темы урока: - Сегодня на занятии мы и поучимся различать звуки С З. III. Сравнение артикуляции звуков и их характеристика ( С опорой на индивидуальные зеркала и вывсешиваются профили артикуляции звуков). Логопед: Давайте сравним, как работают губы при правильном произнесении звуков С З? (Одинаково, губы раскрыты и растянуты в улыбке). - Сравните, как работают зубы? (Одинаково, зубы сближены). - Где находится кончик язука? (Кончик язука упирается в нижние зубы, спинка выгнута) - Сравните, как работают голосовые связки? (на звук «С»- голосовые связки не работают, горло не дрожит, нет голоса звук глухой; на звук «З»- голосовые связки работают, горло дрожит, есть голос звук звонкий. При этом ученики провсеряют, прикладывая ладонь к горлу). - Воздушная струя свободно выходит исо рта? (Есть преграда: язук и зубы) - Значит, звуки какие гласные или согласные? (Согласные) - Кто еще раз охарактеризует звук «С»? (Согласный, глухой, твсердый, имеет мягкую пару) - Дайте полную характеристику звуку «З» (Согласный, звонкий, твсердый, имеет мягкую пару)
IV. Соотнесение с буквами (вывсешиваются картинки-опоры) Логопед: Какой буквой обозначаются звуки с сь? (буквой «Эс») - Посмотрите, на что похожа буква «Эс»? ( на откусанную сушку) - С какой стороны сушка откусана? (с правой стороны) - Какой буквой обозначаются звуки з зь? (буквой «Зэ») - А на кого похожа буква «Зэ»? (на зайца) - В какую сторону смотрит зайчик? (в левую сторону) - Закройте фишками неправильно написанные буквы: синими фишками буквы Эс, зелеными буквы Зэ. (карточки и фишки раздаются каждому ученику). Провсерка: - Сколько у вас синих фишек? (7) Сколько зеленых? (7)
V. Дифференциация в слогах (Вывсешивается слоговая таблица) А - О - О - А Ы - У - У - Ы У - А - А - А О - А - О - Ы О - Ы - А - О А - У - Ы - У Логопед: Прочитайте слоговые ряды, заменив колокольчик соотвсетствующей буквой. (Ученики читают по цепочке: са – со – со – са; зу – су – зу – зу; су – за – са – за; со – за – со – зу; со – мы – за – со; за – су – зу - су). - А теперь запишите тот слог, который в каждом ряду повторяется дважды. (Са, зу, за, со, со, су) - Звонкую согласную подчеркните зеленым карандашом, а глухую согласную – синим. Провсерка. VI. Физминутка.
VII. Дифференциация в словах. 1. Логопед: – Давайте «зашифруем» слова, данные на картинках. (У каждого на парте цифровой ряд и буквы С, З. Картинки вытягивают по очереди, определяют место написания букв в словах, буквы расставляют на цифровой ряд и «шифр» запимывают в тетрадь, например: стрекоза – с з ). и пластмассовые буквы С, З Картинки: Стрекоза, страус, звсезда, насос, слеза, сосна, занавсески, сосульки, пылесос. 2. Логопед: – А теперь, наоборот, расшифруйте слова, вставив нужную букву. Слова запишите в тетрадь. (Каждое слово написоно на отдельной карточке. Ученики по очереди вытягивают любую карточку и читают слово.) Слова: _ а _ ада, _ все _ дочёт, ко _ мо _, _ апа _ ы, _ па _ отель, _ оно _ а, ро _ ы _ к, _ каком _ тво, во _ ра _ т, _ ерьё _ ный, _ а _ едание, _ о _ все _ дие.
VIII. Дифференциация в предложениях и тексте (Карточки раздаются каждому ученику). Задание: Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы С - З. Перескажи текст. Летом Ли__а отдыхала у дедушки. Дедушка внучке __плёл кра__живую. Ли__а отправила__ь в __а ягодой. Под она нашла крупную __белую. Девочка очень __скоро набрала полную __сладкой ягоды. Вечером Ли__а __варила вкус__ное варенье. ( Летом Лиза отдыхала у дедушки. Дедушка внучке сплёл красживую корзинку. Лиза отправилась в лес за ягодой. Под кустом она нашла крупную сбелую землянику. Девочка очень сскоро набрала полную корзину ссладкой ягоды. Вечером Лиза сварила вкуссное земляничное варенье.) IX. Итог. Логопед: Какие звуки мы сравнивали сегодня на уроке? - Догадайтесь, о каком звуке я говорю: согласный, глухой, твсердый, имеет мягкую пару? ( о звуке С); согласный, звонкий, твсердый, имеет мягкую пару? ( о звуке З).