Технология деятельностного подхода Подготовила учитель начальных классов МАОУ «Гимназия 1» Напалкова Ирина Павловна Сыктывкар 2012
« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
Почему деятельностный подход? Традиционное обучениеРазвивающее обучение Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной УД
Деятельность – любая активность, любая работа человека. игру, (различные виды игр); проблемные ситуации; обучение через деятельность; групповую и парную работу; «оценочную» деятельность обучающихся (результат).
Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Ключевые слова деятельностного подхода: ИСКАТЬ ДУМАТЬ СОТРУДНИЧАТЬ ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО АДАПТИРОВАТЬСЯ
Система дидиктических принципов технологии деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Структура уроков «ведения нового знания» в рамках деятельностного подхода. 1.Мотивирование к учебной деятельности.(Самоопределение к деятельности (орг. момент) o Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и.т.д. o Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. o Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа, блиц – опросы, мини – викторины, цепочки (понятий, слов, примеров), «Найди лишнее», «Найди пару», «Знаю – должен узнать». o Индивидуальные формы работы: индивидуальные задание для самостоятельного выполнения, математический диктант, блиц – турнир, орфографическая работа, работа с предложением, словом, o Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.
Что я знаю о глаголе?
3. Выявление места и причины затруднения. 4. Целепологание и построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания) o ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения); o согласовывают тему урока; o выбирают способ (дополнение или уточнение); o строят план достижения цели; o определяют средства – алгоритмы, модели, учебник и т.д.
5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). o Рисуночное изображение.
o Устное обсуждение.
o Упражнение «Плюс-минус-интересно». o Условные обозначения. o Упражнение «Комплимент» o Анкетирование o Оценивание работы в группе o Синквейн o Сигнальные карточки, маски. o Оценочные карты.
Структура урока ОНЗ и распределение времени на уроке ОНЗ (Продолжительность этапов урока «открытия» нового знания в минутах)
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.
Преимущества деятельностного подхода: У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; Формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; Возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе; Интерес к предмету побуждает к чтению литературы, что расширяет их познания в области разных наук.
Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!