Основная цель наступательной контрпропаганды нанесение ударов по противнику на его собственной территории.
«Ловушка». Состоит в заманивании противника (оппонента) на то информационное поле, где потом по нему будет наноситься удар. Идя вслед, противник не понимает, что он попал на «заминированное поле».
«Перенос неодобрения» формирует у избирателей негативное отношение к определённому кандидату с помощью демонстрации в СМИ тех групп лиц, которые поддерживают данного кандидата, но вызывают у электората такие чувства, как отвращение, страх, неприязнь.
«Перенос негативного образа» проекция негативных качеств человека или какого-либо объекта, предмета или моральных ценностей на другого человека или идею с целью их дискредитации. Например, во время избирательной кампании 1986 г. во Франции социалисты выпустили плакат с изображением волка с длинными зубами и надписью: «А почему, милые правые, у вас такие большие зубы?».
«Общественное неодобрение». Используется для создания иллюзии неодобрения тех или иных действий кандидата со стороны общественного мнения. Осуществляется подбором различных высказываний групп влияния, «представителей» различных слоёв населения, соответствующих данных социологических опросов и т.п. Применялся против депутатов от КПРФ А. Макашова и В. Илюхина после их «антисемитских» высказываний в 1998 году.
«Пугающие темы и сообщения» являются одними из самых эффективных способов психологического воздействия на потенциальных избирателей. Цель представить избрание того или иного кандидата в качестве угрозы для жизни, безопасности и благосостояния граждан и т.д. Например, во время президентских выборов 1996 г. в России против лидера КПРФ Г. Зюганова использовались листовки со слоганом: «Купи еды в последний раз!»
Использование слухов. Слухи представляют собой специфический метод наступательной контрпропаганды. Основные особенности этого метода анонимность и «не пересекаемость» его тем с темами СМИ. Использование слухов является очень эффективным методом психологического воздействия на избирателей и может существенно усилить те или иные латентные стереотипы и представления электората.
Оборонительная контрпропаганда является классической контрпропагандой, её главная задача противодействие подрывной пропаганде противника.
«Игнорирование». Метод заключается в намеренном игнорировании тех или иных тем пропаганды противника. Базируется на том предположении, что негативная тема, остающаяся «на слуху», приносит больший ущерб по сравнению с темой, появившейся на короткий промежуток времени. Метод бывает достаточно эффективен, особенно в случае незначительности темы пропаганды противника или недостатка его ресурсов. «Отвлекающая пропаганда» состоит в отвлечении и переносе внимания целевой аудитории с основных тем пропаганды противника на другие темы. Они могут быть связаны с избирательной кампанией, противостоящим соперником, а также могут быть и произвольными темами, представляющими интерес для общественного мнения. Метод обладает достаточно высокой эффективностью.
«Уменьшение значимости темы» перенос акцентов на элементы какой-либо темы, обладающие «меньшей негативностью», кратком затрагивании и «не упоминании» данной темы и т.д. Как правило, используется в сочетании с методом «Отвлекающая пропаганда». Использование контр слухов. В силу специфических особенностей слухов в качестве противодействия им одним из наиболее эффективных методов является использование соответствующих контр слухов. Использование эвфемизмов метод «приклеивания ярлыков» наоборот. Состоит в замене эмоционально окрашенных слов менее эмоциональными или менее понятными словами. Например, вместо журналистского заголовка «воровство государственных денег» используется выражение «не целевое использование бюджетных средств».
«Смена приоритетности сообщений». Пример: объявляется, что, придя к власти, оппонент разгонит местный союз ветеранов. Подобное высказывание должно иметь место в устах его «активного сторонника». «Усиленная выдача информации, не соответствующей истине». Пример: для того, чтобы помешать ведению пресс- конференции, объявляется, что на ней будут обсуждаться вопросы антисемитизма. В результате все вопросы сопернику будут только на эту тему. «Нарушение процессов выдачи информации». Пример: журналисты получают неверную информацию о времени посещения соперником тех или иных мероприятий.
Подведём итоги 1. Контрпропаганда и пропаганда могут выступать как два самостоятельных средства и как единое средство системы политической коммуникации; 2. В последнем случае контрпропаганда является составным элементом пропаганды, защищающим пропаганду от возможных контраргументов противника (оппонента) и тем самым усиливающим её психологическое воздействие на массовое сознание; 3. Условно контрпропаганду можно разделить на наступательную и оборонительную; 4. К наступательной контрпропаганде относятся: негативная реклама, чёрный PR, использование слухов, анекдотов, эпиграмм, прозвищ, кличек, псевдонимов. 5. Основная цель наступательной контрпропаганды нанесение ударов по противнику на его собственной территории; 6 Оборонительная контрпропаганда является классической контрпропагандой. Её главная задача противодействие подрывной пропаганде противника.