Автор : ЖОМИР АЛЕКСАНДР
В Д РЕВНИХ ГРЕЦИИ И РИМЕ ЗАЧАТКИ И ДЕЙ УТОПИЧЕСКОГО С ОЦИАЛИЗМА П РОЯВИЛИСЬ В ИДУЩЕМ Е ЩЁ О Т ГЕСИОДА МЕЧТАНИИ О ВОЗВРАЩЕНИИ М ИНУВШЕГО « ЗОЛОТОГО ВЕКА », К ОГДА С ЧАСТЛИВЫЕ Л ЮДИ Н Е З НАЛИ НЕРАВЕНСТВА, С ОБСТВЕННОСТИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ. Нужно также отметить и роль уравнительных реформ в Спарте, а также платоновскую модель рабовладельческого «коммунизма», осуждавшую частную собственность («Государство»).Спартеплатоновскую модель коммунизма Значительный вклад в развитие учения об утопическом социализме внесла уравнительная социальная идеология раннего христианства, несущая в общество проповедь братства, всеобщего равенства и потребительского коммунизма. Воздействие этих идей сохранило свою силу вплоть до ХIX века, когда легло в основу теории христианского социализма.
Томас Мор 7 7 февраля и июля Томмазо Кампанелла 5 сентября 1568 – 21 мая 1639 Но все же первые представления об утопии связаны для многих с именами Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. В целом идеи равенства у Мора и Кампанеллы схожи. Они оба мечтают о государстве, где бы все были равны между собой. Причем равенство, описанное у них, нередко переходит всякие границы. Так, у Мора люди представляют собой массу, потерявшую свою индивидуальность. Никто не имеет даже шансов выделиться: все обязаны одинаково одеваться, одинаково проводить время, трудиться ровно по 6 часов в день. Мнение людей, собственно, никто не спрашивает. И у Мора, и у Кампанеллы идеалом представляется тоталитарные общества, где жизнь граждан со всех сторон ограничена и размечена государством. Человек не вправе сам решать, что ему делать, а что нет.
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В НОВОЕ ВРЕМЯ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ В Х IX ВЕКЕ Утопический социализм времён Просвещения прокламировал право человека на труд и обязательность труда для всех, социальной справедливости в распределении средств, превращение земли в общедоступную собственность. В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утопистыК. А. Сен - Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн « основатели социализма », по определению Ф. Энгельса, впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории « естественного права ».К. А. Сен - Симон Ш. Фурье Р. Оуэн Ф. Энгельса Квинтэссенцией развития радикального утопизма были взгляды Гракха Бабёфа и бабувистской программы заговора равных, впервые выдвинувших требование коммунистической революции о необходимость переходного периода от капитализма к коммунизму. Гракха Бабёфа бабувистской заговора равных Бабувизм показывал идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, в распределении предлагал строгую уравниловку, всеобщий аскетизм, выказывал негативное отношение к людям умственного труда. Утописты выдвинули принцип распределения « по способностям » изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее.
Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Особенно широкое распространение получили эти идеи в е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва, возникшие под влиянием трудов Сен - Симона и Фурье, положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли. А. Н. Радищев П. И. Пестель А. И. Герцена Н. П. Огарёва Сен - Симона Фурье Герцен и Огарев выступили как наиболее последовательные и глубокие критики капитализма. Они отвергали не только его социально-экономические основы, покоящиеся на частной собственности на средства производства, но и весь образ жизни, называемый ими буржуазным мещанством, «ничем не обуздываемым стяжанием». Сами создатели «русского социализма» пытались опереться на гуманизм антропологической философии Фейербаха и диалектику Гегеля, утверждающую изначальное стремление истории к разумному строю. Герцен за два года до смерти дал следующее определение «русского социализма»: «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, - и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука»