СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ КУРС.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ 1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИН СТИТУЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦ. ИНСТИТУТОВ И ИХ ПРИЗНАКИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ. ПОНЯТИЯ: СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ, ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. ТЕРМИНЫ: ДИСФУНКЦИЯ, ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ.
ВСПОМНИТЕ КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИ ЗНИ ОБЩЕСТВА? ЧТО ТАКОЕ ПОТРЕБНОСТЬ? КАКИЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА МОЖНО ОТНЕСТИ К БАЗОВЫМ? КАКУЮ РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ? СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ, КЛАССЫ, СТРАТЫ, КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПО МАРКСУ И ВЕБЕРУ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦ. ОТНОШЕНИЙ.
5 Сферы (подсистемы) общественной жизни 1. Экономическая 2. Социальная 3. Политическая 4. Духовная Отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления Взаимосвязи социальных групп, слоев, общностей Взаимодействие отдельных людей и социальных групп по вопросу о государственной власти Религиозные, нравственные, эстетические и другие идеи, соответствующие им отношения и организации Материалисты: экономическая сфера – главная! Идеалисты: духовная сфера – главная!
Потребности – это нужда человека в чем- либо. Потребности бывают биологические (физиологические, витальные) – в еде, самосохранении, в тепле; социальные – в общении, в труде; духовные – в образовании, самосовершенствовании.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ. СЕМЬЯ ШКОЛА РОЛЬ РЕБЕНКА РОЛЬ УЧЕНИКА СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ- КАК НАБОР СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ, МОДЕЛЕЙ ПОВЕДЕНИЯ, И НОРМ ЕГО РЕГУЛИРУЮЩИХ. НЕКОТОРЫЕ ВКЛЮЧАЮТ ЕЩЕ БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ.
8 Социальные институты Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей «установление» семья производство государство образование религия в воспроизводстве рода в безопасности и социальном порядке в средствах существования в получении знаний, социализации, подготовке кадров в решении духовных проблем смысла жизни Каких?
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ К ПРИЗНАКАМ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ОТНОСЯТ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛОВ- ФЛАГ, ГЕРБ, КРЕСТ, ИКОНА, ОБРУЧ. КОЛЬЦА. ИНСТИТУТЫ ИМЕЮТ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ВОЛОЩЕНИЕ: СЕМЬЯ- ДОМ ; ШКОЛА- ЗДАНИЕ. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА- ИНСТИТ УЦИАЛИЗАЦИЯ ЭТАПЫ. 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАСУЩНОЙ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ ЦЕЛЕЙ.2. ВЫРАБОТКА СОЦ. НОРМ, РЕГУЛИ РУЮЩИХ СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ОБЛАСТЬ. 3. ОСОБАЯ СИСТЕМА ЗНАКОВ, СИМВОЛОВ ДАННОГО ИНСТИТУТА. 4. СИСТЕМА СТАТУСОВ И РОЛЕЙ. 5. СОЗДАНИЕ МАТ. БАЗЫ СОЦ. ИНСТИТУТА 6. ВКЛЮЧЕНИЕ НСТИТУТА В СИСТЕМУ И САНКЦИИ С17. – НАУКА.
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. ГЛАВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ – ОБЕСПЕЧИВАЮТ ПОРЯДОК И БЕЗОПАСНОСТЬ- ГОСУДАРСТВО ИНСТИТУТ СЕМЬИ- ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА; ВОСПИТАНИЕ. СОЦ- КУЛЬТУРНЫЕ ИНСТИ ТУТЫ. НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ- ПРОИЗВОДСТВО, РЫНОК. ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ НЕОСНОВНЫЕ ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ. ИНСТИТУТ БРАКА. ИН СТИТУТ ПРЕЗИДЕНСТВА.
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОДНОЙ ИЗ ЧЕРТ СОЦ. ИНСТИТУТОВ- ИСТОРИЧНОСТЬ СОЦ. ИНСТИТУТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ МЕЖДУ СОБОЙ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТИТУТОВ БЫВАЕТ ПРИОБРЕТАЕТ КОНФЛИКТНЫЙ ХАРАКТЕР.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ. ГЛАВНАЯ ФУНКЦИЯ ЛЮБОГО ИНСТИТУТА- УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. ТАКИЕ ФУНКЦИИ НАЗЫВАЮТСЯ ЯВНЫМИ. СКРЫТЫЕ ФУНКЦИИ СВЯЗАНЫ С ПОВЫШЕНИЕМ СОБСТВЕННОГО ПРЕСТИЖА. ( ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРА), РОЛЬ СМИ. ЕСЛИ СКРЫТЫЕ ФУНКЦИИ ПРИОБРЕТАЮТ НЕГАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР, А ГЛАВНЫЕ ФУНКЦИИ НЕ РЕАЛИЗУЮТСЯ ТО ЭТО ДИСФУНКЦИЯ. ПРИМЕР- БЮРОКРАТИЯ. ПАДЕНИЕ ПРЕСТИЖА СМИ. «ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ»
Функции социальных институтов: социализация и интеграция новых поколений в общество; социальный контроль за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества. Социальными институтами являются: семья, школа, армия, церковь, собственность. Выделение социальных институтов тесно связано с рассмотрением общества как системы, имеющей свои потребности. Г.Спенсер полагал, что общество нуждается в активной обороне (армия), производстве средств поддержания существования (сельское хозяйство, фабрики, заводы), в обмене (торговля) и координации этих видов деятельности (государство). Социолог Дж. Ленски выделил шесть основных потребностей, вокруг которых и группируются социальные институты.
1) потребность в коммуникации между членами общества, которая обеспечивается также единым литературным языком - средства массовой информации (печать, радио, телевидение, Интернет) -средства массовой коммуникации (телеграфная связь, почта, телефон) -прочие институты (издательства, выпускающие научные книги) 2) потребность в производстве товаров и услуг -производство 3)потребность в распределении товаров и услуг -торговля 4) потребность в защите членов общества от физических, биологических опасностей -армия -специальные организации, обеспечивающие безопасность граждан (МЧС) 5) потребность в поддержании численности населения и воспроизводстве новых членов взамен выбывающих из социальной жизни -семья -система образования 6) контроль за поведением и деятельностью членов общества (урегулирование конфликтов, создание благоприятных условий для общественно-полезной деятельности) - политические институты - милиция - прокуратура - судебная система
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА. ИНФРАСТРУКТУРА- -СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ОБЩЕГО ЦЕЛОГО, НОСЯЩИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ НОРМАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА- ОБЪЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ, ОБЕС ПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕЁ ДЕЯТЕЛЬ НОСТЬ. ИССЛЕДОВАТЕЛИ ВЫДЕЛЯЮТ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И СОБСТВЕННО СОЦИАЛЬНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ- ДОСУГОВЫЕ ОБЪЕКТЫ, РАЗВИТИЯ И ТД.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. РАБОТА С ИСТОЧНИКОМ. С УСТНО-ВОПРОСЫ НА С ТАБЛИЦА(5) – ПИСЬМЕННО.