Культура Казахстанна в IX - XIII веках
Цели урока : Показать самобытность культуры Казахстанна, сложившейся на основе ценностей саков, тюрков и кыпчаков. Показать самобытность культуры Казахстанна, сложившейся на основе ценностей саков, тюрков и кыпчаков. Выявить особенности возникновения городской культуры на территории Казахстанна. Выявить особенности возникновения городской культуры на территории Казахстанна. Познакомиться с архитектурными памятниками, литературой, одеждой, музыкальными инструментами и религией народа. Познакомиться с архитектурными памятниками, литературой, одеждой, музыкальными инструментами и религией народа.
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных в процессе общественно- исторического развития
Культура Архитектура Городская культура Литература Религия Ремесла Музыкальные инструменты
Проблемный вопрос Где на территории Казахстанна сосредотачивались культурный ценности? Где на территории Казахстанна сосредотачивались культурный ценности?
Назовите причины возникновения и роста средневековых городов? Назовите причины возникновения и роста средневековых городов? Центры средоточия средневековых городов? Центры средоточия средневековых городов? Назовите крупные средневековые города и покажите их на карте. Назовите крупные средневековые города и покажите их на карте.
Открытый тест Средневековые города Казахстанна состояли из трех частей. Центральная часть города называлась цитадель (орда, хисар). Здесь располагались дворец правителя, здания органов администрации и управления. Вторая часть города, окружавшая со всех сторон цитадель, называлась шахристан. Её обитатели были служителями двора, то есть мелкие придворные, богатые и знатные люди города. Две эти части города были окружены высокой оборонительной стеной. Рабатом называлась та часть города, которая прилегала к этой стене извне. Здесь жил трудящийся народ. А Б В А) А) Б) Б) В) В)
Архитектура «… архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и тогда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она хоть отрывками является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе…» «… архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и тогда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она хоть отрывками является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе…» Н.В. Гоголь Н.В. Гоголь
Алгоритм аннализа архитектурных памятников 1. Как называется и где находится памятник? 1. Как называется и где находится памятник? 2. К какому веку относится его создание? 2. К какому веку относится его создание? 3. Назначение сооружения? 3. Назначение сооружения? 4. План сооружения. 4. План сооружения. 5. Описание архитектурных деталей. 5. Описание архитектурных деталей. 6. Какое впечатление он производит? 6. Какое впечатление он производит?
Мавзолей Баб Ата (Ыскак баб) (реставрация) – один из первых проповедников ислама в IX-X веках. (Южный Казахстан Сузакский район)
Могильная стела у мавзолея Кара-ханна город Тараз
Мавзолей-мечеть Арыстанбаб. Южный Казахстан XII в. Реконструкция начала XX в.
Айша-Биби, Джамбульская обл. XI-XII вв.
Реконструкция мавзолея Айша-Биби
Бабаджа-хатун. Джамбульская обл. X-XI вв.
Ходжа Ахмет Яссави - Великий мыслитель Востока
Мавзолей Ходжа Ахмета Яссави
Мавзолей-мечеть Ахмеда Ясави. Южный портал. XIV-XV вв.
Мавзолей-мечеть Ахмеда Ясави. Северный портал. XIV-XV вв.
Тайказан
Музыка … если бы вы услышали музыку: - то задумчивую и печальную – берущую за душу: - то шелестящую, как чешуя кобры, вселяющую страх: - то звенящую, то тревожную, словно предвестие рока: - то радостную и ликующую, как удаль лихого джигита на состязаниях. … если бы вы услышали музыку: - то задумчивую и печальную – берущую за душу: - то шелестящую, как чешуя кобры, вселяющую страх: - то звенящую, то тревожную, словно предвестие рока: - то радостную и ликующую, как удаль лихого джигита на состязаниях.
«О домбра, почему твоя песня грустна? «О домбра, почему твоя песня грустна? Грудь твоя забытых признаний полна, Грудь твоя забытых признаний полна, Лишь рукою коснусь я упругих струн Лишь рукою коснусь я упругих струн Зазвучит вековая боль, Старина…» Зазвучит вековая боль, Старина…» Легенда о золотой домбре Легенда о золотой домбре Касым Аманжолов Касым Аманжолов
...Было это в стародавние времена. Много-много лет назад, как гласят предания, жил на свете старый музыкант, хранивший в памяти историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) нашего народа. Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: в памяти моей вся история тогыз тарау, пересказывал ее как мог с помощью моей такой же старой, как я сам, домбры, не уносить же теперь ее в могилу. Решайте, как мне поступить на склоне лет. Совещались долго, и стар, и млад, женщины и мужчины, богатые и бедные, и сошлись на том, чтобы хранить историю тогыз тарау в корпусе домбры старого музыканта. Но она имела полый гриф и могла через него выпустить всю Историю. Тогда все вместе прикрепили на гриф девять навязных по количеству девяти ответвлении народа, а в честь старого музыканта натянули на деке его инструмента вторую струну. Говорят, после этого она превратилась в золотую домбру, корпус ее стал шире, "шея" стала уже, к тому же она стала цельнодолбленной....Было это в стародавние времена. Много-много лет назад, как гласят предания, жил на свете старый музыкант, хранивший в памяти историю всех девяти ответвлений (тогыз тарау) нашего народа. Дожив до глубокой старости и чувствуя приближение конца своего, он собрал всех сородичей и сказал им: в памяти моей вся история тогыз тарау, пересказывал ее как мог с помощью моей такой же старой, как я сам, домбры, не уносить же теперь ее в могилу. Решайте, как мне поступить на склоне лет. Совещались долго, и стар, и млад, женщины и мужчины, богатые и бедные, и сошлись на том, чтобы хранить историю тогыз тарау в корпусе домбры старого музыканта. Но она имела полый гриф и могла через него выпустить всю Историю. Тогда все вместе прикрепили на гриф девять навязных по количеству девяти ответвлении народа, а в честь старого музыканта натянули на деке его инструмента вторую струну. Говорят, после этого она превратилась в золотую домбру, корпус ее стал шире, "шея" стала уже, к тому же она стала цельнодолбленной.
Что же касается казахского вертера, то вне всякого сомнения, он являлся прообразом двух принципиально различных инструментов - щипковой домбры и смычкового кобыза. На это отчетливо указывает и то, что на шартре можно играть и щипком, и смычком. -него довольно короткий гриф, яйцевидный, обтянутый кожей корпус,- бесспорное свидетельство того, как охотничий барабан, дав жизнь инструменту, остался жить в его конструкции. Домбра же, отделившись от вертера, в результате долгой эволюции продолжала существовать с полым, выдолбленным изнутри грифом. Но вскоре из-за неудобства и непрактичности полый гриф был заменен значительно удлиненным, монолитным и цельным грифом. Однако, отдавая дань древней традиции, и сейчас в народе вырезают иногда из цельного дерева домбру курс мойын, т. е. с полым грифом. Что же касается казахского вертера, то вне всякого сомнения, он являлся прообразом двух принципиально различных инструментов - щипковой домбры и смычкового кобыза. На это отчетливо указывает и то, что на шартре можно играть и щипком, и смычком. -него довольно короткий гриф, яйцевидный, обтянутый кожей корпус,- бесспорное свидетельство того, как охотничий барабан, дав жизнь инструменту, остался жить в его конструкции. Домбра же, отделившись от вертера, в результате долгой эволюции продолжала существовать с полым, выдолбленным изнутри грифом. Но вскоре из-за неудобства и непрактичности полый гриф был заменен значительно удлиненным, монолитным и цельным грифом. Однако, отдавая дань древней традиции, и сейчас в народе вырезают иногда из цельного дерева домбру курс мойын, т. е. с полым грифом.шертер
Кылкобыз, наркобыз, жезкобыз
Кобыз реконструированный
Жетыгены
Дауылпаз, дангара, шындауыл
Уульдеки. (yiлдек), корней, камыссырнай Асатаяки
Конырау. Колокольчики
Религия язычество язычество Тенгрианство - поклонение Тенгри (Небо); Тенгрианство - поклонение Тенгри (Небо); Умай-анна – женское божество - покровительница очага и детей; Умай-анна – женское божество - покровительница очага и детей; Йер-Су (Земля-Вода)). Йер-Су (Земля-Вода)). Культ священных гор. Культ священных гор. Культ огня. Культ огня. Камнем «джада» (нефрит) вызывали дождь. Камнем «джада» (нефрит) вызывали дождь.
Буддизм начал распространяться по Шелковому пути из Индии с 1 в\д (тюрки испытывали сильное влияние с 6 в\н). Буддийские храмы в Суябе и Навакете. Зороастризм – религия древнего Иранна – почитание 4 стихий (6 в\д) – занесена согдийцами в 6 в\н Памятники зороастризма 7 в\н обнаружены в сырдарьинских городах. Буддизм начал распространяться по Шелковому пути из Индии с 1 в\д (тюрки испытывали сильное влияние с 6 в\н). Буддийские храмы в Суябе и Навакете. Зороастризм – религия древнего Иранна – почитание 4 стихий (6 в\д) – занесена согдийцами в 6 в\н Памятники зороастризма 7 в\н обнаружены в сырдарьинских городах. Манихейство – синтез зороастризма и христианства, возник в 3 в\н в Иране. В начале 8 в глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. В сочинении манихеев упоминается Тараз и еще 4 города (Баласагун, Чигильбалык). Буддизм, манихейство в Центральной Азии распространили согдийцы. Буддизм и христианство в 7 в\н были распространены в южном К и Семиречье. Манихейство – синтез зороастризма и христианства, возник в 3 в\н в Иране. В начале 8 в глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. В сочинении манихеев упоминается Тараз и еще 4 города (Баласагун, Чигильбалык). Буддизм, манихейство в Центральной Азии распространили согдийцы. Буддизм и христианство в 7 в\н были распространены в южном К и Семиречье. Христианство (несторианского толка - первая половина 5 в) шло из Сирии, Иранна через Шелковый путь (т.е. через Среднюю Азию) через сирийцев и согдийцев (7 в - 8 в). В К церкви были сначала в Таразе и Мирки, христиане жили на Сырадарье. Христианство (несторианского толка - первая половина 5 в) шло из Сирии, Иранна через Шелковый путь (т.е. через Среднюю Азию) через сирийцев и согдийцев (7 в - 8 в). В К церкви были сначала в Таразе и Мирки, христиане жили на Сырадарье. Ислам: 571 г – родился пророк Мухаммед. В конце 9 в - 10 в началась исламизация. Исламские мечети (самые ранние в Кедере и Кульшубе) и мавзолеи начинают строиться в 10 в -13 в. Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев – в Буранинском городище (Буланин). Наиболее ранние мусульманские некрополи (могильники) 10 в в Отрарском оазисе. В широкие слои населения ислам проникает в 12 в. Вытесняет остальные религии. В медресе учебники Яссауи и Бекыргани. Арыстанбаба – главный мусульманский святой для казахов. Ислам: 571 г – родился пророк Мухаммед. В конце 9 в - 10 в началась исламизация. Исламские мечети (самые ранние в Кедере и Кульшубе) и мавзолеи начинают строиться в 10 в -13 в. Наиболее ранняя группа мусульманских мавзолеев – в Буранинском городище (Буланин). Наиболее ранние мусульманские некрополи (могильники) 10 в в Отрарском оазисе. В широкие слои населения ислам проникает в 12 в. Вытесняет остальные религии. В медресе учебники Яссауи и Бекыргани. Арыстанбаба – главный мусульманский святой для казахов.
Литература Юсуф Баласагуни 11 век «Кудатгу билиг» Юсуф Баласагуни 11 век «Кудатгу билиг» Махмуд Кашгари 11 век «Диуани лугат – ат - тюрк» Махмуд Кашгари 11 век «Диуани лугат – ат - тюрк» Ходжа Ахмед Ясави 12 век «Диуан – и - Хикмет» Ходжа Ахмед Ясави 12 век «Диуан – и - Хикмет» Ахмет Югнаки 12 век «Хибат улхакайк» Ахмет Югнаки 12 век «Хибат улхакайк» Абу Насыр аль Фараби гг «Энциклопедия наук», Абу Насыр аль Фараби гг «Энциклопедия наук», «О происхождении наук» «О происхождении наук» Абу Райхан Бируни гг «Хронология древних народов», «Ключ астронимии» Абу Райхан Бируни гг «Хронология древних народов», «Ключ астронимии»
Абу Насыр аль Фараби
Махмуд Кашгари и Юсуф Баласагуни
Абу Райхан Бируни
Это был период расцвета средневековой культуры, а впереди еще многие трудные века и годы «…когда казахский народ мог просто раствориться в потоке неумолимой, порой жестокой вечности, но воля к жизни, воля к свободе вновь и вновь поднимали народ с колен. Нельзя не гордится казахским народом сохранившим богатейшую самобытную культуру до наших дней.» Это был период расцвета средневековой культуры, а впереди еще многие трудные века и годы «…когда казахский народ мог просто раствориться в потоке неумолимой, порой жестокой вечности, но воля к жизни, воля к свободе вновь и вновь поднимали народ с колен. Нельзя не гордится казахским народом сохранившим богатейшую самобытную культуру до наших дней.» Н.А. Назарбаев «На пороге XXI века»
Большое спасибо за внимание Авторы: Тимирбаева В.Н. Тюкавкина А.Д. Садовая С.И. Балабай Н.А. Майер Ю.Г.