Каменная София Киева сер. ХI в. и памятный крест с распятием (кальварий) на месте алтаря деревянной Софии 952 г. 13 глав храма - символы Христа и 12 Апостолов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РУКОТВОРНОЕ ЧУДО. Большинство памятников древнерусского зодчества, дошедших до нас, храмы. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.
Advertisements

Образ храма как корабля, плывущего по житейским волнам от греха и смерти к спасению и вечной жизни. Колокольни и купола сравнивают с мачтой, надутыми.
Тема урока: «Своеобразие архитектурных традиций. Особенности храмового зодчества» Урок МХК в 9 классе.
Устройство православного храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир.
Иконостас Исполнитель: ученица 9 «Г»класса Кувалдина Екатерина Руководитель: учитель МХК первой категории Контеева Евгения Александровна.
Умозрение в красках. Иконостасы Составила: Садовская Д.И. Учитель МБОУ «Патракеевская ООШ»
Храмовый синтез искусств 9 класса
Иконостас и его составные части Подготовил: Белый Андрей, 2 курс.
Современный вид православного храма есть сочетание долгого развития и устойчивой традиции. Основные части храма сложились уже в ветхозаветный период.
@_МОУ Барановская СОШ_Ф.С. Захарова_2010. Успенский собор Кремля.
Авторы : Андреева Дарья, Василевская Наталья, Сотникова Алена, учащиеся 6 « в » класса МБОУ СОШ 15 г. Мичуринска.
Д р е в н е р у с с к а я и к о н а. И К О Н О С Т А С.
Православный иконостас. Иконоста́с (ср.-греч. ε κονοστάσιον) алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая.
Православный храм: архитектура и символика христианский храм – сложный символ, под видом земного приоткрывающий нам неизвестное Горнее. христианский храм.
Символика архитектуры православного храма. Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую»,
Автор : Артамонова Елена Александровна, учитель изобразительного искусства, г. Кемерово МБОУ «СОШ24»
Уроки по предмету «Основы мировых и религиозных культур» Сопровождающая презентация к уроку по теме «Священные сооружения в христианстве»
Православный иконостас. Иконоста́с (ср.-греч. ε κονοστάσιον) алтарная преграда, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая.
Уже в ранних христианских памятниках есть указание на то, что храм должен напоминать корабль и должен иметь три двери как указание на Святую Троицу. Образ.
Русское изобразительное искусство вв.. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ ВВ. Централизация российского государства вокруг Москвы Укрепление положение.
Транксрипт:

Каменная София Киева сер. ХI в. и памятный крест с распятием (кальварий) на месте алтаря деревянной Софии 952 г. 13 глав храма - символы Христа и 12 Апостолов. Рис. А. Вестерфедьда г.

Голубь – символ Святого Духа Крест – символ Христа Цата – знак высшего достоинства, здесь Царя Царей Шар-зерцало – Держава над Земными и Небесными царствами Лоб (лемех) – от лба (черепа Адама), множество Небесных сил Кольца, треугольники – чины Небесных сил Барабан - Престол Окна – божественный свет Христов Трибун - подпрестолье Стены Храма – тело Христово Арки-закомары – врата преддверия Небесного Града Стены – нижняя часть – христианские народы, притекающие с четырех сторон И образующие храм.

Количество куполов на храмах символично: 1 - символизирует Единого Бога 3 - Святую Троицу 5 - Спаситель и четыре евангелиста 7 - семь таинств Церкви 9 - по числу ангельских чинов 13 - Спаситель и двенадцать апостолов 33 - по числу лет земной жизни Спасителя. Купола Верхоспасского собора в Московском Кремле

Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима

Цвет купола также важен в символике храма: Золото символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами. В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

Русь в IX веке восприняла от Византии и символическое толкование храма. Храм – образ Царства Небесного. Храм есть также образ вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В «Символе веры» Церковь именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых. Соборность и апостольская преемственность выражается иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.

Алтарь являет образ Рая, духовного мира, нисходящего на землю к людям. Средняя часть храма является символом неба и земли. Различные зоны средней части храма также получают толкование: верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила - круги планет. Нижняя зона означает землю. Притвор является символом мира греховного.

Иконостас отделяет алтарь от средней части храма и выражает мысль о тесной и неразрывной связи, существующей между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных там на иконах небожителей.

Курская - Коренная пустынь. Иконостас храма Рождества Пресвятой Богородицы

Самый верхний ряд – это праотеческий, в центре ряда находится икона Троицы, творившей мир, а также праотцы, жившие до получения Моисеевых скрижалей (закона Моисеева). Ниже праотеческого ряда расположен ряд пророков. И хотя имеются пророчества лишь о приходе мессии («…и придет мессия и будет он называться Эммануил…»), но не Христа, цитаты подбираются таким образом, чтобы сделать намек на Христа. В центре ряда икона Знамения или Боговоплощения. В одном ряду с Божьей Матерью стоят Давид и Соломон.

Следующий ряд – праздники, то есть воплощение пророчеств – жизнь Христа от Рождения до Распятия. Слово «праздник» следует понимать не как радость, а как праздный день. Четвертый ряд – деисусный ряд (вернее деисусный), или моленный ряд: в центре – Спаситель, но как судья, а не как страдающий. Человек, стоящий перед иконостасом, оказывается перед судом Всевышнего, но за него заступаются: справа от Христа Божья Матерь, слева Иоанн Креститель и симметрично расположены Михаил, Гавриил, Петр и Павел.

В нижнем ряду, местном, храмовая икона указывает какому событию или какому лицу посвящен храм. Над царскими (райскими) вратами изображается Тайная Вечеря или иначе Евхаристия, на самих же царских вратах вверху изображаются Михаил и Гавриил, внизу – четыре евангелиста

Апос- тол Павел Апос -тол Петр Спас в Силах Богородица Иоанн Предтеча апостол Петр Архангел Гавриил апостол Павел Святой Ермоген, Патриарх Сергий Радонеж ский Святой Филипп, митрополит Московский и Всея Руси Архангел Михаил Серафим Саровский

html ed5d2dbbabda9 html html htm МБОУ СОШ 12 г. Вышнего Волочка Павлова Анеля Васильевна Костина Наталья Захаровна