Абдульманова Л.В. Классификация Классификация педагогических технологий
В специальной литературе представлены несколько педагогических технологий В.Г. Гульчевской, В.П. Беспалько, В.Т. Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Т.К. Селевко
По уровню применения По ведущему фактору По научной концепции По ориентации на личностные структуры По характеру содержания и структуры По философской основе:
По уровню применения общепедагогические частно методические Локальные (модульные)
материалистические идеалистические диалектические метафизические научные религиозные гуманистические антигуманные антропософскиетеософские
социогенные психогенные идеалистические биогенные
интериориюторские развивающие бихевиористские гештальт технологии ассоциативно-рефлекторные
операционные информационныеприкладныесаморазвитияхудожественныенравственныеэвристические
Обучающие и воспитывающие
По характеру содержания и структуры обучающие и воспитывающие; светские и религиозные ; общеобразовательные и профессионально- ориентированные ; гуманитарные и технократические ; различные отраслевые ; частнопредметные ; монотехнологии ; комплексные (политтехнологии) ; проникающие технологии.
Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть: разомкнутым ; цикличным ; рассеянным ; направленным ; ручным ; автоматизированным
классическое лекционное обучение (управление разомкнутое, рассеянное, ручное); обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное); обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) самостоятельная работа;
система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) групповые, дифференцированные способы обучения; компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); система «Репетитор» (цикличное, направленное, ручное) индивидуальное обучение; «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
По подходу к ребенку Личностно - ориентированные авторитарные Гуманно - личностные сотрудничества Свободного воспитания эзотерическиедидктопедоцентрические
Догматические, репродуктивные; Объяснительно – иллюстративные; Развивающее обучение; Проблемные, поисковые; Творческие; Программированное обучение; Диалогические; Игровые; Информационные; Саморазвивающее обучение.
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.
программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П.Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С.Границкая, И Унт, В.Д.Шадрпков), перспективно -опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.
укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова, технологи реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.
Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушгшру, технология М. Монтессори и др. Альтернативные: вальдорфская педагогика Р. Штайнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования A.M. Лобка.
«Школа самоопределения» АН. Тубельского, «Русская школа» И.Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е.А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др.
Технологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе. Технология, предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе. Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе.
Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе. Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе. Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и на эмоционально-психологической основе Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе
Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего па игровой основе. Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Технологии, построенные на алгоритмической основе (М. Ланда). Технологии, построенные на программированной основе (В.П. Беспалько).