Урок русского языка в 10 классе по теме «Лексика. Фразеология » Обобщение изученного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок-практикум по русскому языку 10 класс Тема: «Лексика и фразеология» Бубнова О.Н. Учитель: Бубнова О.Н.
Advertisements

Морфологические явления синонимыомонимыантонимыпаронимы близкие по значению, но различные по звучанию пример: горячий, жаркий, знойный различные по значению,
Разминка к уроку по теме «Морфемика». Закончи предложение Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка - лексикология. Раздел языкознания, изучающий.
Контрольное тестирование по разделу «Лексика. Фразеология. Лексические нормы»
Семнадцатое декабря. Классная работа. Лексические нормы. Заговори, чтобы я тебя увидел. Сократ.
Учитель русского языка МОУ «Усть-Карская СОШ» Плотникова Анна Валерьевна.
Лексика Система уроков в 10 классе по теме «Лексика» с применением Технологии индивидуализированного обучения Урок 1.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Е – 1; И – 2; А – 3; К – 4; Л – 5; С – Л Е К С И К А.
Лексика Лексика. Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка Лексикология употребляется в том же значении, что и термин лексика.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
слова не совсем обычные: и сходные, и различные Синонимы – слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые по значению.
Тест по русскому языку.Тема: антонимы и синонимы
Антонимы Учитель русского языка и литературы, татарского языка и литературы Староатлашской СОШ Старокулаткинского района Ульяновской области Сайфетдинова.
Урок-повторение по теме «Лексика» 5 класс Выполнила учитель Глебова О.Д.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Отрывок из сказки Л. Петрушевской « Пуськи бятые»: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
Эти многоликие слова (обобщающий урок по теме: «Лексика» в 5 классе) Мигаль Римма Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия.
Фразеологизмы в загадках и ответах.
"Своя игра" по теме "Лексика"
Транксрипт:

Урок русского языка в 10 классе по теме «Лексика. Фразеология » Обобщение изученного

Самостоятельная работа(пятиминутка) Раздел науки о языке, который изучает слово и его лексическое значение Словарный запас человека Слова, сходные по лексическому значению, но отличающиеся оттенками лексического значения или стилистической окраской Слова противоположного значения Синоним слову «благоухание» Синонимы, расположенные по возрастанию признака Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению Синоним слову дипломат Контраст Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре

Ответы на вопросы Лексика Лексикон Синонимы Антонимы Аромат Градация Омонимы Атташе Антитеза Паронимы

Антитеза Игра «Бумеранг» Вам надо продолжить название «Война и …» «Отцы и …» «Волки и …» «Красное и …» «Живые и …» «Толстый и …» Являются ли антитезой сочетания «живой труп»,»горячий лёд»? Какое это средство художественной изобразительности?

Градация Из предложений, записанных на доске, выпишите синонимы, расположив их по принципу градации. Казак на гетмана стремился сквозь битву с саблею в руках, с безумной яростью в очах. В его глазах читались разочарование и негодование. «Ты лжёшь, мерзавец!» – вскричал я в бешенстве. В эту минуту презрение заглушило во мне чувство гнева.

Анекдоты На каких лексических явлениях они основаны? К женщинам нужно подходить с лаской. А ещё лучше с соболем! (омонимия) В парикмахерской: - Вы можете меня побрить? - Да, но только «Невой». - Да я и не вою. (омофония) - Как сделать заливное из осетрины? - Очень просто: покупаешь селёдку и заливаешь всем, что это осётр. (жаргонные слова, каламбур)

омонимия омофония жаргонные слова, каламбур

Паронимы Что такое паронимы ? Спишите с доски предложения, исправив ошибки в употреблении паронимов. Это был умный, красивый, горделивый человек. Ты совершил поступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глиняная. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.

Паронимы - слова, сходные по своему значению или морфологической структуре Это был умный, красивый, гордый человек. Ты совершил проступок и должен ответить за это. Почва в этом районе тяжёлая, глинистая. Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотного газа.

Фразеологизмы Найдите пары фразеологизмов-антонимов. Голубая кровь; сердце кровью обливается; черная кость; сердце обросло мохом; вставлять палки в колеса; хоть пруд пруди; кот наплакал; дать зеленый свет. Укажите значения фразеологизмов, определите их стилистическую окраску и сферу употребления.

Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов. Запишите их. Определите значение. Укажите их стилистическую принадлежность, сферу употребления. Узел, сжигать, разрубать, гордиев, мосты, пьедестал, ложе, прометеев, прокрустово.

Сжигать мосты Разрубать гордиев узел Прометеев пьедестал Прокрустово ложе Запишите предложения с любыми двумя фразеологизмами. Определите их синтаксическую роль.

Домашнее задание. Параграф Упр. 34(словарь) Упр 50(орфоэпическая норма) Упр 52(транскрипция)