Рассказ о русской пунктуации. Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пунктуация. Знаки препинания нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. К. Паустовский. Учитель русского языка и литературы. Школы.
Advertisements

Функции знаков препинания «Знаки препинания служат нотами при чтении» (А.П. Чехов)
ДА. ДА ? ДА ! ДА ?! ДА … Д А, да, да, Д А : Д А. - это спокойное ДА.
МБОУ Гимназия 4 Исследовательская работа по теме: «Что могут знаки препинания» выполнила: ученица 4 класса «Б» Евсеенко Даша руководитель: Аникина Н.А.
1. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква 1. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква 1. 1.А) в землянк_, у землянк_,
В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века.
Урок русского языка в 9 классе в системе подготовки к Государственной итоговой аттестации. Учитель - Ряскина Н.Н.
Класс МБОУ СОШ 1. (К.Паустовский) совершенствовать знания синтаксиса и пунктуации обобщить и выработать пунктуационные навыки.
Класс МБОУ СОШ 1 Prezentacii.com Портал готовых презентаций Prezentacii.com Портал готовых презентаций.
Предложение. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Что такое предложение?
До введения в России книгопечатания в рукописных текстах знаков препинания было мало. В печатных текстах сразу стали употребляться почти все те знаки,
Пунктуация, или «ноты письменной речи» Черкасова Лариса Ивановна
Хотя и много знаков, но каждый из них имеет свое значение и место. А.П. Чехов.
Предложение. Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. Что такое предложение?
Сочинение на лингвистическую тему (СЛТ). Специфика СЛТ 1. По форме развёрнутый ответ на лингвистическую тему это небольшое связное рассуждение в научном.
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему: презентация "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
Команда «Юные языковеды». Знаки всюду помогают: Интонацию меняют, Помогают нам понять то, О чем хотим узнать, То, о чем хотим спросить, Чтобы больше не.
Пунктуация. Что может запятая. ЧТО ИЗУЧАЕТ ? Зачем нужна пунктуация? Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения.
И СТОРИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью алфавита. До конца XV века текст писался или вообще без промежутков.
Можно ли отменить пунктуацию? Авторы: Учащиеся 8 классов: Подвысоцкий Александр, Сычёв Евгений, Шпиталенко Дмитрий,
Транксрипт:

Рассказ о русской пунктуации

Зачем нужна пунктуация? Почему недостаточно букв алфавита для того, чтобы написанное было понятно читающему? Ведь из букв, обозначающих звуки речи, составляются слова, а речь складывается из слов. Дело в том, что произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятным.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили – в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!

Один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как указывалось в завещании, наследники должны были выполнить обязательно условие: «Поставить статую золотую пику держащую». Как понять это требование? 1. Поставить статую, золотую пику держащую. 2. Поставить статую золотую, пику держащую. Первое толкование вполне устраивало наследников. Однако недруги настаивали на втором толковании, а это разорило бы наследников. Вопрос остался открытым.

Английский король Эдуард II (XIII век) восстановил против себя непосильными налогами подданных. Против него возник заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. Король был низложен и заключён в замок, в котором провёл 8 месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили такое предписание: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно». Всё зависело от того, как прочитать текст. Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась «кровавая» запятая.

Запятая – затруднение, препятствие. Запятая, запинка, запинаться, препинание, препятствие – исторические родственники.

Девочка послал срочную телеграмму своим родителям, которые были в отъезде, и в этот же день получила ответную телеграмму: «Быть дома нельзя идти в поход». Девочка так и не поняла, быть ли ей дома или отправиться в поход.

Точка – это сигнал: предложение закончилось. Чтобы поставить точку, достаточно ткнуть карандашом или ручкой в бумагу… Оказывается глагол ткнуть и существительное точка – исторически однокоренные слова: здесь чередуется О и нуль звука, К и Ч.

Исторически однокоренными являются также слова затыкать, ткать, приткнуть, соткать и др. К ним же относится слово сутки, которое осмысливалось как соединение дня и ночи (т.е. они сотканы; кроме приставки со- в древности имелась и приставка су-; она сохранилась в таких словах, как суглинок, сумерки, сумрак).

В современном русском языке имеются устойчивые сочетания, которые образованы со словом точка: в самую точку попасть; точка в точку; дойти до точки; ставить точку; ставить точки над и (это выражение появилось тогда, когда в русской азбуке была буква i – «и», отменённая реформой 1918 г.); точка опоры (великий древнегреческий математик и механик Архимед Сиракузский, установив законы рычага, гордо произнёс: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю»).

В день выхода в свет своей новой книги Виктор Гюго, желая узнать, как идёт распродажа, послал издателю открытку, на которой стоял только «?» - вопросительный знак. Издатель не ударил в грязь лицом и ответил не менее коротко: «!» Почему издатель и Гюго поняли друг друга?

Как меняется смысл этих предложений в зависимости от знака препинания? 1. У нас один путь – к победе. У нас один путь к победе. 2. Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку. Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку. 3. Мальчик, верно, меня понял. Мальчик верно меня понял.

До введения в России книгопечатания в рукописных текстах знаков препинания было мало, они ставились сравнительно редко. В печатных же текстах сразу стали употребляться почти все те знаки, какие имеются в настоящее время, и ставились они по определённым правилам. Постановка знаков препинания первоначально бала делом типографских мастеров, которые часто не считались с тем, что представлял собой в пунктуационном отношении авторский рукописный текст. Действующая в настоящее время система русской пунктуации сложилась в 18 веке.

М.В.Ломоносов не только излагает пунктуационные правила, но и формулирует тот принцип, на котором основываются эти правила: «Строчные знаки ставятся по силе разума и по его расположению и союзам». Это означает, что в основе употребления знаков препинания должна лежать смысловая сторона речи.