Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа»
1.Вступление. Во вступлении должен прозвучать К1 – формулировка проблемы исходного текста. Начать сочинение можно с красивой цитаты, взятой из текста, с риторических вопросов, связанных с темой данного текста, со своего размышления. Затем отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.) в своем тексте. Это свяжет вступление с основной частью.
2. Основная часть. а) в основной части должен прозвучать К2 – комментарий проблемы. Если сделать это трудно самому, то посмотри, как об этом говорит автор. Для этого еще раз прочти текст и прокомментируй проблему в 2-3 предложениях, обратив внимание на абзацы, выделив в них микротемы: найди и выбери главное слово, словосочетание, предложение, подтверждающее основную мысль текста, раскрывающие проблему.
б) Четко изложи позицию автора текста, его мнение по данной проблеме (найди предложение – вывод, к которому приходит, рассуждая, автор) – это ты уже раскроешь К3. в) Далее надо отработать К4 – изложение собственного мнения. В сочинении уже изложена точка зрения автора – вырази теперь свое согласие (несогласие) с его позицией. Попробуй четко изложить собственное мнение. Постарайся подобрать 2 аргумента – доказательства твоей правоты (жизненный опыт, статья в газете или журнале, художественная литература, пословицы, поговорки, пример из жизни писателей, поэтов, ученых, политиков, видных государственных деятелей, теле- или радиопередач).
3. Заключение. Опять вернись к проблеме и назови ее, сделай вывод в 1-2 предложениях.
Алгоритм работы над сочинением 1 абзац. Ищем проблему, прописываем ее. Задаем к ней вопрос. 2 абзац. Комментируем проблему с отрицательной стороны. И что в итоге? (что ждет в будущем?) Мы будем…(= отвечаем на вопросы). Разве этого мы хотим? Разумеется, нет! Поэтому мы должны, как справедливо заметил…., следить…. 3 абзац. Отвечаем на вопрос «Что думает по этому поводу автор?». Далее личностная позиция, аргументы и вывод.
Шаблон 1 1. (ФИО автора) ставит очень важную проблему – проблему….Основная проблема, поставленная (ФИО автора в тв. падеже), связана с ….. Что это такое…? Вот проблема, которую поднимает… (формулировку проблемы можно найти в задании А29, 30). 2. Комментарий проблемы (=краткий пересказ, цитирование). (комментарий можно найти в задании В8). 3. Позиция автора данного текста (позитивная, негативная, нейтральная, двоякая). Он считает, что… 4. Я согласен с … (в том, что….). 1. Во – первых, потому что…. Во – вторых, …. 2. Доказательства этой мысли можно найти как в художественной литературе, так и в жизни. 3. В качестве доказательства могу сказать следующее. 5. Доказать это можно так. (2 аргумента). 6. Краткий вывод.
Шаблон 2 Проблем в современном мире очень много. Одна из них – проблема…. Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает…. Следует отметить, что данная проблема существует давно, но актуальна и в наши дни. И меня, жителя современного общества, этот вопрос не может не волновать. Автор предстает передо мною умелым писателем. Его речь проста и доступна, рассуждения понятны…. (ФИО автора ) размышляет (рассказывает) о …(=пересказ). Он считает, что мы должны…. С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями… В жизни эта проблема коснулась и меня лично… я искренне благодарна автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.
Шаблон 3 Проблем в современном мире очень много. Одна из них - …. Именно эту проблему, которая не может не волновать современного человека, затрагивает (автор текста) в своем тексте… (можно найти в задании А28,29,30). Комментарий проблемы. (ФИО автора) размышляет о… Он считает, что (можно цитировать и списывать точку зрения из А28, В8). С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения. (Общеизвестно…., Действительно…) или (Во – первых,…. Во – вторых,…), (Я думаю,….Мне кажется,…) Привести 2 аргумента. (Ф.И. автора) в своем тексте поднял (а), несомненно, важную проблему - …. Я искренне благодарен автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим (и) вопросом (ами).
Формулировки проблем 1. Роль (чего – то или кого – то) в жизни человека. 2. Проблема влияния (чего – то или кого – то) на человека. 3. Проблема предназначения (чего – то или кого – то). 4. Проблема (чего –то или кого – то) в нашей стране. 5. Проблема вытеснения (чего – то чем – то). 6. Проблема взаимоотношений поколений (отцы и дети). 7. Проблема памяти (о ком –то или о чем – либо). 8. Проблема нравственного выбора. 9. Проблема гуманного отношения к людям, нуждающимся в помощи. 10. Проблема человеческой отзывчивости, взаимопомощи. 11. Проблема нравственного долга. 12. Проблема защиты и сохранения природы.
13. Проблема сохранения и развития русского языка. 14. Проблема чинопочитания и угодливости. 15. Проблема семейных (родственных) отношений. 16. Проблема исторической памяти. 17. Проблема коммерциализации культуры…