Презентация подготовлена педагогом - психологом ГОУ ЦО 771, г. Москвы ДЕТКОВСКОЙ ОКСАНОЙ ВЛАДИМИРОВНОЙ Профориентационное занятие по курсу Г. В. Резапкиной Урок 4
РАЗДЕЛ 1 ЧТО Я ЗНАЮ О СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ Урок 4 СТРЕСС И ТРЕВОЖНОСТЬ Психология и выбор профессии Урок 4
ВСТУПЛЕНИЕ : Каждый человек хоть раз испытывал чувство тревоги. Он возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения и беспокойства. Тревожится может ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕК, как существо, наделенное самосознанием. Урок 4
Эпиграф к уроку : ТРЕВОГА – это беспокойство при мыслях о будущих неприятностях, которые чаще всего не происходят. Джон Локк – британский педагог и философ – представитель эмпиризма и либерализма (1632 – 1704)
Функции Тревоги : Хотя Тревога негативное эмоциональное состояние, именно тревога мобилизует человека ( увеличивается ЧСС, повышается АД, дыхание становится более глубоким ). Это состояние называют стрессовым. В стрессовом состоянии возможности человека возрастают.
Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного развития событий. Тревожность – готовность к страху Урок 4 Записать в тетрадь для конспектов:
а ) негативное эмоциональное состояние. б ) мобилизация организма. в ) в отличии от страха – всегда неопределённа ( страх – конкретен ) Тревога – Урок 4 Записать в тетрадь для конспектов:
Урок 4 Записать в тетрадь для конспектов: ТРЕВОЖНОСТЬ СИТУАТИВНАЯ ЛИЧНОСТНАЯ (стойкое качество)
Ганс Селье (1907 – 1982) Канадский психофизиолог, эндокринолог австро - венгерского происхождения В 1936 ввёл понятие « стресс » « Свобода от стресса означает смерть »
Урок 4 Записать в тетрадь для конспектов: СТРЕСС ЭУСТРЕСС (мобилизующий стресс) ДИСТРЕСС (деструктивный, приводящий к заболеваниям стресс)
1. Стресс – адаптационная реакция организма на потенциально вредные стимулы. 2. Дистресс – неприятен и наносит вред организму. 3. Биологическая функция стресса – адаптация 4. Стрессор – воздействие, вызывающее стресс Урок 4 Записать в тетрадь для конспектов:
Человек не успевает принять важное решение в определенное время при высокой ответственности Словесные раздражители t, физическая нагрузка, травмы
Г. Селье выделяет III стадии стресса : Записать в тетрадь для конспектов : I – стадия ТРЕВОГИ II – стадия СОПРОТИВЛЕНИЯ III – стадия ИСТОЩЕНИЯ
Стадия тревоги : Мобилизация адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы
Стадия сопротивления : Когда стресс совместим с возможностями адаптации. При этом признаки тревоги исчезают, а уровень сопротивляемости повышается
Стадия истощения : В результате длительного воздействия стрессового раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу запасы адаптационной энергии постепенно истощаются. Признаки тревоги становятся ярче ( вновь возникают ) и уже необратимы. Индивид погибает.
Реакция организма на различные виды стресса I стадия - ТРЕВОГА II стадия – СОПРОТИВЛЕНИЕ, ВОССТАНОВЛЕНИЕ активизация защитных свойств организма. От неск.минут до неск.часов Эустресс Дистресс III стадия – ИСТОЩЕНИЕ, СМЕРТЬ Сверхмобилизация или болезнь 3 период I стадии: неустойчивая адаптация. Ок суток Истощение, смерть
Описание графика : На графике приведены процессы ( две кривые ) возбуждения и торможения организма при разных стрессовых ситуациях. 1 график отражает реакцию организма на небольшой ( малой амплитуды и продолжительности ) стресс, с которым мы встречаемся повседневно.
Таким образом : « Бомбардировка » организма малыми стрессами и защита небольшими и короткими по времени депрессиями это обычное состояние организма, привыкшего к постоянной защите от окружающей среды.
Кривая 2 отражает реакцию организма на сильный стресс. В отрицательной фазе организм наиболее энергетически ослаблен и на этом фоне могут развиваться различные болезни, особенно в периоды затяжной депрессии. По статистике до 70% заболеваний возникает на фоне затяжной депрессии.
Сильные стрессы - Отнимают много энергии у организма и вызывает глубокую ( отрезок ВС ) и продолжительную депрессию ( сильная заторможенность организма со значительным понижением активности ) Организм постепенно накапливает энергию, стараясь вернуться к состоянию динамического равновесия, которое было у него до стресса, т. е. самовосстанавливается.
Самое тяжелое и опасное время для возникновения психосоматических болезней Наступает НЕ сразу после окончания действия стресса ( точка А ), а спустя какое - то время, от конца действия стресса ( точка В ) На этом промежутке времени надо особенно следить за своим здоровьем.
Душа (психика) Сахарный диабет Экзема АстмаИнфаркт Инсульт Язва желудка Гипертония
Вывод : Причиной всякой депрессии ( депрессивного состояния ) является стресс. Депрессия – неспецифическая реакция организма на стресс. Небольшие депрессии при слабых стрессах – обычное состояние организма, с которыми он, как правило, справляется самостоятельно. Сильные, глубокие депрессии, это уже болезнь и без помощи врача здесь уже не обойтись.
Урок 4 Экстремальные ситуации, вызывающие стресс Кратковременные (актуализируются готовые программы реагирования) Простуда - температура Долговременные (требуют организационной перестройки функциональных Систем, иногда очень тяжелых для организма) Травма - ампутация
ГОРМОНЫ ТРЕВОГИ и ГОМЕОСТАЗА : А ( адреналин, г. тревоги ) – гормон КОРОТКОГО действия. Быстро мобилизует защитные функции организма ( повышаются АД, ЧСС, содержание сахара в крови ) НА ( норадреналин, г. гомеостаза ) – гормон ДОЛГОГО времени. Поддерживает энергетику организма.
ЛЮДИ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ : А – работают лучше в НЕ стрессовых ситуациях. НА – более приспособлены к условиям стрессовых ситуаций
Задание 1, стр.15 Запишите в левую часть таблицы качества характера, провоцирующие конфликты, а в правую – качества характера, препятствующие возникновению конфликтов. Подчеркните те, которые есть у вас.
Провоцируют конфликт Препятствуют конфликту Раздражительность Обидчивость Вспыльчивость Подозрительность Хвастовство Самомнение Нетерпение Дерзость Доброжелательность Умение прощать Самоконтроль Доверчивость Скромность Самокритичность Терпение Воспитанность
Задание 2, стр. 16 « Определение уровня тревожности » Вам будет зачитан ряд утверждений. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке, рядом с его номером «+», если нет – «-». Обработка : Посчитать количество положительных ответов. 0 – 6 – низкий уровень тревожности 7 – 13 – средний уровень тревожности 14 – 20 – высокий уровень тревожности
Задание 3, стр. 17 « Оценка школьных ситуаций » Оцените предложенные ситуации в баллах, в зависимости от того, насколько они вас волнуют : 0 – не волнует, 1 – мало волнует, 2 – волнует, 3 – очень волнует ; поставив рядом с соответствующим номером в бланке. Обработка : Посчитать количество положительных ответов и запишите результат. до 10 б. – низкий уровень тревожности 11 – 20 б. – средний уровень тревожности 21 – 30 б. – высокий уровень тревожности
Конспект урока 4 СТРЕСС И ТРЕВОЖНОСТЬ Урок 4 1. Тревога – эмоциональное состояние, возникающее в ситуации неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного развития событий. 2. Тревожность – готовность к страху 3. Тревога – а ) негативное эмоциональное состояние. б ) мобилизация организма. в ) в отличии от страха – всегда неопределённа ( страх – конкретен ) 4. Тревожность м. б. 1) ситуативная ; 2) личностная ( стойкое качество )
5. Стресс – 1) Эустресс ( мобилизующий ); 2) Дистресс ( деструктивный ) 6. Стресс – адаптационная реакция организма на потенциально вредные стимулы. 7. Дистресс – неприятен и наносит вред организму. 8. Биологическая функция стресса – адаптация 9. Стрессор – воздействие, вызывающее стресс 10. Стрессоры бывают – физиологические / психологические ( информационный и эмоциональный ). 11. Основоположник учения о стрессе – Г. Селье, 1936 г стадии стресса : ТРЕВОГИ, СОПРОТИВЛЕНИЯ, ИСТОЩЕНИЯ
Урок 4 Результаты исследований ( пример ) урока,Номер и название упражнения Результаты исследований Примечания Урок 4 1: «Что провоцирует конфликты?» Мне свойственны: Обидчивость Вспыльчивость Трудности в общении / Легко общаюсь 2: «Определение уровня тревожности» 8 б – средний уровень Меня мало что беспокоит / Норма / Большое нервное напряжение 3: «Оценка школьных ситуаций» 9 б – низкий уровень Низкий / Норма / Высокий
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Урок 4 1. Стр. 18: Задание 4 2. Выучить определения из конспекта.
Всем спасибо за внимание !!! Урок 4
Литература : Г. В. Резапкина, Психология и выбор профессии Издательство « ГЕНЕЗИС » (495) (495) Урок 1