С началом Великой Отечественной войны художники принимают самое активное участие в борьбе с врагом. Часть из них ушли сражаться на фронт, другие – в партизанские отряды и народное ополчение. Между боями они успевали выпускать газеты, плакаты, карикатуры. первое место в графике военных лет занимал плакат. Причем явственно прослеживаются два этапа в его развитии. В первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Главной была мысль об отпоре врагу. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется и настроение, и образ плаката. Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат («Дойдем до Берлина!», «Пьем воду родного Днепра. Будем пить из Прута, Немана и Буга!»)
Агитплакат. «Воин красной армии, спаси!» В годы войны появились значительные произведения станковой графики. Это и быстрые фронтовые зарисовки, разные по технике, стилю и художественному уровню. пожарища, пепелища, плачущие над телами убитых матери и вдовы – все сплавилось в трагический художественный образ. Призывом к мщению звучал плакат В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942)
Агитплакат. Л. Голованова «Дойдём до Берлина» Художники писали по живым впечатлениям, а в них недостатка не было. В картинах всегда была большая искренность, страстность, восхищение людьми, стойко выдерживающими нечеловеческие испытания, прямота и честность художественного видения, желание быть предельно добросовестным и точным. Оптимизмом, народным юмором проникнут плакат Л. Голованова «Дойдем до Берлина!» (1944), образ героя которого близок Василию Теркину.
А.А. Дейнека. Оборона Севастополя 1942 г. Страшное напряжение боя Дейнека передает не иллюзорными деталями, реалиями обстановки, а определенными, чисто живописными приемами, гиперболизацией. Срезая ряд штыков краем картины, художник создает впечатление лавины вражеских войск, хотя изображает лишь небольшую группу фашистов, рвущихся к берегу, движения фигур нарочито стремительны, ракурсы резки. Ожесточение боя «святого и правого» передано прежде всего колоритом. Картина А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942), созданная в дни, когда шел «бой... святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». В самой теме причина огромного эмоционального воздействия картины. Хотя зрителю известно, что Севастополь был оставлен нашими войсками, но эти сражающиеся насмерть матросы воспринимаются как победители. В итоге они и стали ими.
Лансере. Полтавская победа год
Картина обрушивала народную ненависть на вторгшегося противника, требовала возмездия, призывала к защите Родины. Главной была мысль об отпоре врагу, и она была выражена суровым, лаконичным изобразительным языком, независимо от творческих индивидуальностей. Кукрыниксы. Картина «Бегство фашистов из Новгорода»
А. Широков. За Родину! художник Володин С.А. В 1941–1945 гг., в годы великой битвы с фашизмом, художниками было создано немало произведений, в которых они и выразили всю трагедию войны, и прославили подвиг победившего народа.
Никто и никогда не забудет подвиг русских солдат в Великую Отечественную войну